Волгоградский кадетский казачий корпус им. Героя Советского Союза Константина Недорубова провёл первый набор учащихся в 2011 году. С тех пор популярность учебного заведения «с казачьим компонентом» росла с каждым годом, и сейчас конкурс среди желающих стать кадетами - пять человек на место.
Как октябрята
За шесть лет работы в корпусе сформировался свой уклад казачьей кадетской жизни, появились свои традиции. Учебный день здесь начинается в 8 утра. Учащиеся в серо-оливковой форме (цвет указом Президента РФ, закреплённый за реестровыми казаками) спешат к зданию школы. Первоклассники собираются в фойе и ждут своих педагогов.
«Здорово почивали, казаки!» - приветствует малышей Сергей Исаков, заместитель директора корпуса по воспитательной работе. И те хором по казачьей традиции бодро отвечают: «Слава Богу!».
«Обычно в кадетских корпусах страны набор воспитанников ведётся с пятого класса. У нас с первого. Это наш эксклюзив, - рассказывает Исаков. - Учащиеся начальной школы объединены у нас в казачью сотню, поделённую на четыре отряда. У каждого отряда свой девиз. Каждый ученик начальной школы имеет статус юного воспитанника кадетского корпуса. Наши малыши, как раньше октябрята в советских школах, дают торжественную клятву прилежно учиться и хорошо себя вести».
Потомственная казачка, правнучка атамана Усть-Бузулукского округа Алевтина Тетерятникова, каждое утро провожает в корпус внука-первоклассника Славу.
«Ему очень нравится здесь учиться. Я жалею, что мои дети выросли к тому времени, когда казачий корпус открылся. Племянникам моим повезло больше. Один был в числе первых выпускников, а сейчас заканчивает высшее военное училище. Второй племянник учится здесь в пятом классе, - призналась Алевтина Тимофеевна. - Здесь образовательный и воспитательный процессы связаны воедино. Наши казачки отличаются от учеников обычных школ, они физически развиты, ответственны, дисциплинированны. И самое главное: здесь их учат не только школьным дисциплинам, но и любить Родину, родной край, знать и почитать казачьи традиции и культуру».
Пока первоклашки рассаживались за партами, ученики с пятого по одиннадцатый класс готовились к ежедневному обязательному ритуалу. Это торжественное построение на плацу с четырьмя флагштоками - российский флаг, флаг Волгоградской области, флаг казачества и флаг корпуса. Утро для старшеклассников начинается с поднятия под Гимн России Государственного флага, а затем следуют поздравления именинников, награждение победителей конкурсов и спортивных состязаний и установка задач на предстоящий учебный день, затем торжественным маршем ученики заходят в учебное здание корпуса.
Серьёзное дело
Здесь, как и во всех общеобразовательных школах, серьёзно осваивают традиционные школьные дисциплины. В распоряжении учеников - лаборатории по химии и физике, лингафонные кабинеты, компьютерные классы.
Учащиеся отстаивают честь корпуса на областных и всероссийских олимпиадах. Но главной изюминкой является то, что казачий компонент вплетён в структуру традиционных школьных дисциплин. И это заслуга коллектива педагогов.
Так, например, учителя истории Александр Крепчук и Надия Бикмурзаева стали инициаторами большого школьного проекта «Всё о казачестве».
«Мы задумали в доступной форме для детей, используя знания по всем школьным дисциплинам, осветить историю казачества с разных аспектов. Например, историко-географический аспект может дать ответы на вопросы, как и где селились казаки. Литература и русский язык дадут ответ на вопросы по семантике казачьих слов, в каких произведениях они встречаются и т. д. Даже изучение иностранных языков можно дополнить казачьим аспектом. Наши ученики составили к чемпионату Европы по футболу рекламный справочник на английском и русском языках об истории казачества в регионе, великих людях и достопримечательностях, которые туристы смогут у нас посмотреть. Скоро мы приступим ко второму этапу реализации проекта и будем строить курень с изучением его характеристик в математическом и физическом аспекте. Такие проекты развивают исследовательские навыки у детей. Мы, педагоги, только задаём им вектор, а основную работу по сбору материалов, документов всё же проводят ученики», - говорит Надия Ракиповна.
Помимо школьных дисциплин в рамках дополнительного образования кадеты изучают основы военной службы, проходят строевую подготовку, изучают приёмы рукопашного боя, прикладное боевое казачье искусство, осваивают верховую езду, изучают основы православия и историю казачества, посещают кружки декоративно-прикладного искусства, хоровые и танцевальные занятия.
Педагоги и воспитанники корпуса ведут работу по увековечению памяти павших в Сталинградской битве. Они восстановили имена 343 погибших воинов на высоте 118 у села Солянка в Светлоярском районе и установили поклонный крест и памятные доски с именами героев на братской могиле. Кадеты ухаживают за братским захоронением и возлагают цветы к знаковым датам Великой Отечественной.
«В пятом классе кадеты дают клятву на верность Отечеству и казачеству. И по традиции эта церемония проходит на Мамаевом кургане. Это сильный эмоциональный момент. В таком священном месте нельзя лгать. Эта клятва даётся на всю жизнь», - говорит Исаков.
Сегодня Волгоградский корпус входит в десятку лучших в стране. Многие инновационные идеи волгоградцев берутся на вооружение как в общеобразовательных учреждениях региона, так и в школах по всей России.
Массовое явление
Волгоградский кадетский корпус - самый крупный в регионе, но не единственный. Аналогичные учебные заведения работают в Кумылженском и Алексеевском районах.
Казачья культура признана одним из эффективных направлений в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В Волгоградской области, где сохраняются и возрождаются крепкие казачьи традиции, в последние два года благодаря соглашению областного комитета образования и науки с Волгоградской областной общественной организацией «Волгоградский округ донских казаков» развивается сотрудничество по вопросам казачьего кадетского образовательного компонента в большинстве образовательных учреждений региона. Казачий компонент уже внедряется в 20 дошкольных учреждениях и 109 школах.
В соответствии с соглашением создаются условия для развития казачьей культуры, работы самодеятельных коллективов этнокультурной направленности, проводятся научно-практические и культурно-просветительские конференции, семинары и лекции об истории казачества.
Соглашением также предусмотрено содействие развитию детского и молодёжного туризма по местам традиционного проживания казаков, проведение этнографических и краеведческих экспедиций, казачьих детских спортивных оздоровительных лагерей.
Кроме общеобразовательных и дошкольных учреждений казачью культуру изучают в Волгоградском мужском педагогическом лицее, технологическом колледже, государственном университете, социально-педагогическом и аграрном университетах. Последний вуз является базовой и экспериментальной площадкой в регионе по внедрению казачьего образовательного компонента. С 2012 года здесь работает единственная в России «Школа молодого атамана».
Материал подготовлен в рамках проекта «Добрые соседи»