Примерное время чтения: 9 минут
18545

«Как дела?» под запретом. Педагог-психолог о воспитании успешного школьника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Нижнее Поволжье №33 17/08/2016 Сюжет День знаний в Волгограде. Подборка материалов для родителей школьника
Родителям следует научить ребенка  адекватно воспринимать замечания учителя и не считать, что педагог плохо к нему относится.
Родителям следует научить ребенка адекватно воспринимать замечания учителя и не считать, что педагог плохо к нему относится. www.globallookpress.com

Совсем скоро миллионы ребят по всей стране пойдут «первый раз первый класс». Родители мечтают, чтобы их ребёнок был самым умным, усидчивым и лидером в придачу. И иногда своими попытками добиться этого только калечат детей. Так как воспитать успешного и при этом счастливого школьника? О своём видении рассказала опытный школьный педагог-психолог Елена Лазарева.

Кухня оценок

Наталия Гладкая, «АиФ-Волгоград»: Как повысить мотивацию ребёнка, его желание учиться?

Елена Лазарева: Эта мотивация закладывается в начальной школе, а точнее - даже с первых дней в первом классе. Самая главная задача родителей на этом этапе - поддерживать желание ребёнка стать (или уже быть) школьником, участвовать в адаптации ко школьной жизни. Для этого родителям надо проявлять искренний интерес к достижениям ребёнка в школе. Но какой вопрос у нас чаще всего задают родители, забирая ребёнка из школы? Это вопрос: «Как дела». И что на него может ответить ребёнок?

- «Нормально».

- Совершенно верно! Вопросы, задаваемые родителями, должны быть конкретными: что нового ты узнал, что было самым интересным на уроке, с кем ты сегодня познакомился, с кем играл, смог ли прослушать учителя, не отвлекаясь… Примерно такие должны быть вопросы.

На этом этапе родителям важно транслировать ребёнку положительный опыт от своих школьных лет. Покажите ему альбом с фотографиями, фото первой учительницы и школьных друзей. Расскажите, как было хорошо вам в школе. Понятно, что у каждого есть и хороший, и плохой опыт этого времени. Так вот на этом этапе вы должны рассказывать только о хорошем.

Для успешной адаптации нужно обсудить правила и нормы поведения в школе, объяснить, как себя вести на уроке. Чтобы потом ребёнок адекватно понимал замечания учителя и не считал это негативным отношением к себе.

Нужно хвалить ребёнка как можно чаще.

- Но многие боятся перехвалить. Как определить эту грань?

- Так хвалить надо не абстрактно, мол, ты молодец - и всё тут. А конкретно, например: «смотри, какая ровная буковка у тебя получилась», «какой хороший рисунок», «очень аккуратно в клеточку уместился»… Хвалить за хорошие оценки - тоже обязательно.

- Про оценки. В обществе не утихает дискуссия: оценки - это хорошо или плохо. Каково ваше мнение?

- Качественные оценки необходимы. Это обратная связь. Как без неё понять: справляется ребенок или нет, как оценить труд? Без оценок как раз теряется мотивация, о которой мы начали говорить.

По новым образовательным стандартам отменили отметки  первоклассникам, потому что пока их ещё не за что оценивать в баллах, в этот период задача школы - научить их учиться.

- И как же это - научить учиться?

- Прежде всего, ребёнок должен научиться качественно оценивать себя. Учитель вместе с учениками рассматривают критерии оценки (то есть за что можно оценить выполненную работу), ребенок оценивает свой результат, и только потом свою оценку даёт учитель. Тогда эта «кухня оценок» будет понятна ребёнку. Ведь, оценивая себя, он анализирует: где он допустил неточность или ошибку, при этом понимая, значит, тут и тут надо доработать. Постановка оценки - это постановка цели: тут у меня минус, значит, здесь надо выучить. И родителям тоже надо всё время спрашивать: а как ты себя можешь оценить?

Вкус самостоятельности

- А как воспитать самостоятельность в ребёнке?

- Многие родители думают: вот ребёнок пойдет в школу и сам собой научится самостоятельности. Это не так. Формирование самостоятельности - очень сложный навык, который проходит несколько этапов.

Первый - «Мы вместе». Здесь родитель может делать с ребенком совместные задания, уроки, работу по дому. При этом он поэтапно вслух проговаривает инструкцию и план работы. Например, «перед тем как делать салат, надо помыть все овощи, взять разделочную доску и нож» и т. д.

Второй этап - «Я сам + Мы вместе». Здесь ребёнок полностью берёт на себя посильную часть работы и выполняет её самостоятельно, но при этом взрослый всё время готов ему помочь. Важно не придираться к мелочам и хвалить за успехи - именно так у него появится вкус самостоятельности.

Третий этап - «Я сам - Я рядом». Ребёнок сам выполняет задания, а родитель где-то рядом, ребёнок знает об этом и спокоен. Иногда достаточно просто посидеть в одной комнате. В завершение родитель проверяет сделанную работу.

Четвёртый этап - «Я сам и немножечко взрослый». Ребёнок выполняет задания. Задача родителя - помогать в трудных случаях.

Если ребёнок не пройдёт этот путь, то родитель получит: «не хочу», «не буду», «у меня не получается».

- А как маме с папой реагировать на конфликты между детьми в классе? Как правильно себя вести?

- Школы без конфликтов не бывает. Это, думаю, понятно всем. И тут важна роль учителя. Если классный руководитель эти конфликты игнорирует, то их число будет только расти. Если конфликты разбирают, ищут совместные выходы решения, приглашают психологов, то их будет меньше.

Прежде чем родителю предпринимать какие-то действия, нужно дать ребёнку «остыть», справиться с эмоциями, и только потом выяснять подробности и степень проблемы. Ведь дети очень эмоциональны и не всегда могут адекватно оценить конфликт. И помните, если слишком часто вмешиваться в детские конфликты, то они никогда не научатся самостоятельно из них выходить.

Игры полезны

- Многие родители жалуются, что дети несобранны, не могут сосредоточиться. Как это качество воспитать?

- На внимание влияет много факторов: здоровье, эмоциональный фон, утомляемость и многие другое. Так что если вы хотите внимательных детей на уроке, уберите от них компьютер и планшеты. Даже в выходные. Если он в воскресенье играл на компьютере, спать рано лёг и выспался, ему всё равно будет трудно сосредоточиться, и он все время будет отвлекаться. Не случайно врачи предупреждают: игры на компьютере - не более 30 минут в день.

На собранность влияет умение управлять своей волей. А формируется оно в игре! Речь не о компьютерных играх, а о коллективных играх в детсаду; о совместных играх с родителями, например, настольных; подвижных или настольных играх с друзьями, командных видах спорта. Именно так ребёнок учится тактике: здесь я могу пожертвовать пешкой, здесь надо немного потерпеть, чтобы получить результат.

Как стать лидером?

- Что нужно сделать, чтобы воспитать в ребёнке лидерские качества?

- Сначала спросите, а хочет ли он быть лидером? Ведь не каждому это надо. Кроме того, лидеры бывают разные. Большинство родителей хотят, чтобы их сын или дочь были лидерами-организаторами. Но ещё есть лидер-интеллектуал, на которого равняется весь класс во время каких-то сложных задач. Есть лидер-вдохновитель, некий генератор творческих идей.

Лидерство зависит от коллектива. В этом классе ребёнок лидер, а в другом может им и не стать.

Лидер - это тот, кто умеет делать что-то лучше других. Понаблюдайте, в чём ваш малыш чувствует себя как рыба в воде, и помогайте ему развиваться в этом направлении.

Помните, что обладание лидерскими качествами зависит от того, имеет и умеет ли он отстаивать свою точку зрения, от наличия адекватной самооценки. Так что если у ребёнка не спрашивать его мнения, не интересоваться им, пренебрегать, исповедовать авторитарный стиль в семье (делай только по-моему и никак иначе), тогда ни о каком лидерстве говорить не приходится.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах