Кто из мам и пап не заполнял договоры «добровольного пожертвования» школе на родительских собраниях? Когда классный руководитель заявляет, что надо «обновить окна, линолеум, парты», взрослые негодуют, но все же достают кошельки. Но представьте, бывает и по-другому: школа сама зарабатывает - и не только на ремонт, но даже на путешествия учеников. «АиФ» отыскал такое учебное заведение в волгоградской глубинке.
Бизнес-план для школы
Удивительная средняя общеобразовательная школа находится в селе Умёт Камышинского района Волгоградской области. Осенью ей исполнится ни много ни мало 120 лет. Первый корпус был отстроен ещё поволжскими немцами в 1896 году. Отстроен добротно и просторно, с потолками высотой более 4 метров. После войны у школы появилось еще два корпуса. Они одноэтажные, но очень уютные.
Так же ладно в этих стенах выстроена и школьная жизнь. Тут учатся 99 ребят. В каждом классе есть староста и командир. Староста следит за порядком, а командир на то и командир, чтобы отвечать за всё. Должности, кстати, выборные. Весной старосты и командиры опрашивают свои классы и потом доносят до руководства школы, куда бы ребята хотели поехать в этом году. Да-да, ученики сами выбирают путешествия, потому что и деньги на них они зарабатывают сами! А точнее - зарабатывает школьная производственная бригада «Смена», ребята из которой выращивают тыквы и зерновые.
«В советское время было трудовое воспитание. Да и как иначе вырастить ответственного человека, а не инфантильного лодыря? Но в 90-е трудовое воспитание по всей стране исчезло, - рассказывает директор школы Елена Чивардова. - А 2004 году перед нашей школой встали вопросы: где взять денег, чем занять детей и как научить их чему-то хорошему? Мы провели опрос среди школьников и родителей. И меня потряс тот факт, что большинство из них никак не связывали успешность в жизни и добросовестный труд. Успех в детском понимании - это везение, приспособленчество, обман и воровство. Дальнейшие опросы показали, что дети не видят перспективы в работе, что у родителей нет денег на развитие детей, что у ребят нет позитивной мотивации на труд и трудовых навыков».
Мы провели опрос среди школьников и родителей. И меня потряс тот факт, что большинство из них никак не связывали успешность в жизни и добросовестный труд. Успех в детском понимании - это везение, приспособленчество, обман и воровство.
Проблемы, о которых говорит Елена Чивардова, актуальны для многих учебных заведений. Но умётовцы их решили очень необычным путём - они возродили школьную бригаду, существовавшую до 1993 года, создали бизнес-план и ринулись в бой за будущее. Лишь 10% ребят и 5% мам и пап верили в успех детского труда. Но время показало, что руководство школы не ошиблось: собственное поле стало давать небольшой, но стабильный доход.
Лучше фермеров!
Сейчас в обработке у школы находится 77 га земли, на которых ребята вместе с мастером выращивают тыквы и зерновые культуры. Земледелие строится по трехпольной системе: часть площадей отдана под овощи, часть под зерно и часть под парами. Урожайность высокая - сеют по технологии Терентия Мальцева (селекционер и новатор сельского хозяйства СССР, Почетный гражданин России - прим «АиФ-Волгоград»).
«Очень тщательно высчитываем сроки посадки тыквы, сажаем вручную, без специальной техники, семена предварительно замачиваем в соке алоэ или марганцовке - в каждом классе по-разному, - говорит Елена Чивардова. - Никто из фермеров так не делает, поэтому у них урожай тыквы всегда сюрприз: то есть, то нет. А у нас есть всегда!»
Урожай и правда справный: 100 тонн тыквы и 80 тонн зерна собрали только в прошлом году. Продвижением продукции приходится заниматься директору школы. А куда деваться? Жизнь вынуждает крутиться. За счёт вырученных от зерна денег школа закупает топливо, масла, комплектующие для техники. А выручка за тыкву - это деньги классов. Они тратятся на ремонт помещений и путешествия.
Конечно, помогают финансами районные и местные власти - всё-таки школа всегда была центром культурной жизни посёлка. Но и на собственные деньги им удалось за эти годы приобрести компьютеры, оборудовать столовую, тёплый туалет и актовый зал. Могли бы сделать и больше, но кроме местных фермеров, экологичная продукция школьников никому не нужна. «Раньше крупные фирмы по производству детского питания тыквы закупали, а теперь им проще на турецкую тыкву из бочек перейти», - вздыхает Елена Александровна.
Поле деятельности
И много ли работают ребята ради такого урожая? «Два - три часа в день во время посевной, раза три по три часа они выходят на прополку и уборку. В общей сложности за сезон получается часов 20 - 25, - отвечает Чивардова. - Начинается трудовое воспитание с пятого класса. Причём одиннадцатиклассники выходят на поле вместе с пятиклассниками, для того, чтобы передать малышам опыт - такая у нас многолетняя традиция. Кроме собственно трудовых навыков, ребята получают и прикладные - старшеклассники получают права на управление трактором».
Сеялки, тракторы, комбайн, плуг, культиваторы - парк техники «Смены» довольно большой. А ведь в самом начале у возрождённой бригады был лишь трактор VNP-50 и прицеп. Какую-то технику помогало получить руководство района или местные фермеры, другую выигрывали в областных конкурсах или участием в программах.
«Нам важно показать детям, как экономически работает хозяйство, откуда берутся деньги, как это успешное хозяйство функционирует, - рассказывает директор школы. - Они ведь не просто работают, мы спрашиваем их мнение, как распорядиться деньгами, урожаем. Воспитываем экономическую смекалку. Кто-то потом фермером становится, кто-то трактористом».
Кстати, работа «в полях» - дело добровольное. Любой ученик в любое время может включиться в трудовую деятельность или выйти из неё. Каждый учитель, ученик или родитель имеет право участвовать в планировании финансовой деятельности, знакомиться с её результатами. При этом классные коллективы сами определяют объём работ и распоряжаются полученной прибылью. Деньги начисляются на счёт класса, а совет бригады ведёт учёт персонального вклада каждого ученика.
Нам важно показать детям, откуда берутся деньги, как это успешное хозяйство функционирует. Они ведь не просто работают: мы спрашиваем их мнение, как распорядиться деньгами, урожаем. Воспитываем экономическую смекалку.
«Теперь мы с уверенностью говорим: «Это наше поле! Это результаты нашего и только нашего труда. Так сложились обстоятельства, что у нас нет базового хозяйства, богатых шефов и спонсоров. Но у нас есть коллектив учителей, учеников, родителей».
Увидеть мир
В апреле тыкву сажают, потом её надо вырастить, прополоть, собрать, продать, и лишь потом деньги поступают на счёт школы. А на ноябрьских каникулах начинается самое главное - путешествие.
«Деньги ведь - не самоцель для нас. Главное - это вложить им в головы что-то хорошее, духовно-нравственное воспитание за счёт выручки. Наши дети посещают все близлежащие церкви, Мамаев курган, планетарий и музей-панораму «Сталинградская битва» в Волгограде, ездят в Саратов, пушкинские и лермонтовские места, Эрмитаж и Третьяковскую галерею. Где мы только не были!» - говорит директор.
Выбирают новую точку на карте путешествий в апреле перед посадкой тыкв сами дети. Так, в этом году старшеклассники захотели увидеть олимпийские объекты, кроме них, побывали на чайной плантации и на фабрике по переработке чая. Средние классы поехали по шолоховским местам. А малыши посетили Мамаев курган, планетарий и аквапарк в Волгограде. Ездит действительно вся школа. А родители доплачивают номинальную сумму 1000 - 2000 рублей.
Но как же учёба, образование, ЕГЭ, не мешает ли труд образовательному процессу? Судите сами. На ЕГЭ этого года средний результат выпускников умётовской школы составил 86 баллов. Вот такие итоги трудового воспитания. Наверное, весь секрет в том, что школьники поверили в свои силы. А если это произошло в детском возврасте, то в будущем этим мальчишкам и девчонкам обеспечен успех.