5 октября во всех школах России дети будут поздравлять своих педагогов с Днем учителя. Накануне этого праздника корреспондент «АиФ-Волгоград» задал один и те же вопросы совершенно разным преподавателям.
Антон Предейкин, 29 лет, педагогический стаж – 7 лет
Учитель английского языка в лицее № 5 Центрального района Волгограда
Как вы самому себе объясняете решение стать учителем?
Иногда человек выбирает профессию, а иногда профессия выбирает человека. После педагогического университета я работал в центре иностранных языков 2 месяца, а потом меня пригласили в лицей. Профессия меня выбрала, а я этому не сопротивлялся.
Чего больше всего боялись перед своим первым уроком?
Реакции детей на меня. Я понимал, что под стереотип учителя в школе я не попадаю, и не знал, как дети меня воспримут. Но все прошло хорошо.
Чем современные учителя и ученики отличаются от тех, кто окружал вас в ваши школьные годы?
Педагоги, работавшие со мной, были людьми своего поколения, а мы уже другие. Разница в манере общения с детьми, в том какие дети к нам приходят. Отношение к учителю было разным всегда. Всегда есть дети, которые уважают и дети, которые относятся по-другому. Но когда я учился в школе, не было гаджетов. Вклад в развитие нынешнего поколения вносят социальные сети и виртуальное общение. Сейчас дети в основном общаются в сети, объединяются в какие-то сообщества, но по факту друг друга не знают. Дети воспитываются в иллюзии мира всеобщего общения.
Самый большой плюс в работе учителя – это
В школе ни один день не похож на предыдущий. Каждый раз новые вызовы и ситуации. Нужно быть творческим и креативным в решении повседневных вопросов. Уметь что-то придумывать с детьми, станцевать, спеть, сыграть. И вот эта творческая составляющая – один из самых привлекательных моментов в работе учителя. Летние каникулы, конечно, тоже приятно, но происходят они в высокий туристический сезон, цены взлетают, и отдых учителю не всегда доступен.
Самый большой минус в работе учителя – это
Иногда очень тяжело приходится с родителями. Они любят и обожают своих детей, которые для них самые умные, воспитанные и талантливые. И когда это не совпадает с тем, что ребенок демонстрирует в школе, то донести информацию до некоторых родителей оказывается очень тяжело. Найти общий язык и попытаться вместе с ребенком и родителями получить нужный и учебный, и воспитательный результат – это очень тяжело. Но если все получается, то это необыкновенное счастье.
Какой стереотип о работе учителя вас больше всего обижает/раздражает/расстраивает?
О деньгах. Что учителя всегда находят способ из родителей лишний раз что-то вытянуть. Очень обидно порою слышать на собрании от родителей: «Давайте сначала о деньгах, а потом об остальном». И родители удивляются, когда отвечаешь: «Давайте сначала о главном, а потом вы поговорите о деньгах».
Вы довольны своей зарплатой?
Да. Естественно, любой человек на любой работе в любой сфере скажет, что хотелось бы больше. Но на достойную зарплату рассчитывать можно и нужно.
Вы нашли дело своей жизни?
Я пока не могу так сказать, но не потому, что мне не нравится работать в школе. Пока еще я оставляю за собой право определиться в жизни, и школа в этом помогает. Те навыки и качества, которые школа заставляет проявлять ежедневно, воспитывают разные компетенции, и я понимаю, что с ними можно идти и в другую сферу. Умение разговаривать с людьми и находить общий язык, преподносить информацию так, чтобы она была понятна всем, творчески подходить к вещам – это пригодится везде.
Наталья Смирнова, 46 лет, педагогический стаж – 24 года
Учитель английского языка в средней общеобразовательной школе № 1 Октябрьского района Волгоградской области
Как вы самой себе объясняете решение стать учителем?
Пример родителей сыграл решающую роль. Мои папа и мама учителя, и дома и в школе их окружали ученики. Других вариантов профессии у меня не было.
Чего больше всего боялись перед своим первым уроком?
Боялась не уложиться в заданное время и забыть имена учеников. Первые уроки вели под присмотром опытных преподавателей на практике в волгоградских школах. Было очень ответственно. А первый урок без посторонних пришлось вести тоже на практике в сельской школе. Учитель заболел и меня сразу в класс, я даже испугаться не успела. 5-7 уроков в день, ни одного ребенка не знаю, но была уверенность, что все получится, поскольку вузовская подготовка была сильной. Когда стала дипломированным специалистом, страха уже не было.
Чем современные учителя и ученики отличаются от тех, кто окружал вас в ваши школьные годы?
Думаю, что ничем. Мои педагоги были профессионалами, мои коллеги тоже профессионалы высокого класса. Ученики тоже практически ничем не отличаются. Единственное отличие - в то время источником знаний были учителя и книги, теперь же способов познания гораздо больше, я имею в виду интернет, обучающие компьютерные программы и т.д. Да, наверное, ещё темп жизни заставляет нас все время бежать, не оставляя времени на радость общения.
Самый большой плюс в работе учителя – это
Энергия молодых «заряжает», ты не можешь отстать, тебе надо все время быть с ними на равных, особенно в области интернет-технологий, поэтому приходится всё время развиваться, чему-то учиться. Это хороший стимул.
Самый большой минус в работе учителя – это
К сожалению, очень мало времени остаётся на семью и личную жизнь.
Какой стереотип о работе учителя вас больше всего обижает/раздражает/расстраивает?
Стереотип о том, что учителя постоянно занимаются поборами и вымогают у родителей подарки.
Вы довольны своей зарплатой?
Нет, конечно, чтобы получить зарплату 20-25 тысяч рублей, учитель должен вести как минимум 2 ставки, плюс классное руководство. У учителя с высшей категорией проверка 1 тетради равна 5 рублям в месяц. Какую работу вы готовы выполнить за такую плату?
Вы нашли дело своей жизни?
Скорее всего, да.
Людмила Титова, 54 года, педагогический стаж – 33 года
Учитель русского языка и литературы в школе № 85 Дзержинского района Волгограда
Как вы самой себе объясняете решение стать учителем?
В старших классах я поняла, что легко и с удовольствием объясняю своим одноклассникам какие-то вопросы. Поэтому я решила поступать в педагогический. А еще тогда вышел фильм «Приезжая», в нем учительница едет работать в деревню. Мне как городскому жителю так понравилась эта природа, и зацепило.
Чего больше всего боялись перед своим первым уроком?
Это был Фроловский район, хутор Верхние Липки. В выпускном классе всего 5 человек. И что делать с ними? В городской школе по 30 учеников, все активные. А здесь я испугалась. Но потом оказалось, что дети дружелюбные. Мы ходили с ними в поход, я увидела красивейшею природу, которая меня так привлекла в фильме.
Чем современные учителя и ученики отличаются от тех, кто окружал вас в ваши школьные годы?
Люди моего поколения – это люди, которые всего себя посвятили школе. Хочется верить, что молодые люди, которые приходят учительствовать в школу, тоже найдут себя. Я им всегда говорю, что маленькая зарплата, загруженность – это ничто по сравнению с возможностью лепить из детей взрослых людей с большой буквы. Иногда по улице идет какой-то дядя не первой молодости и говорит: «Здрасьте, Людмила Борисовна». Мне приятно, а с другой стороны я думаю: «Вот это да, когда-то он был мальчиком, а я его учила, какая же я древняя».
Что касается учеников, то в мои годы боялись учителя, уважали. Разве можно было прийти на урок неподготовленным? Я спать не шла, пока уроки все не сделала. А когда современным детям об этом говоришь, они смеются. У них телефоны, компьютеры, интернет, все ответы есть. И жизнь другая, и страна другая. Но и сейчас есть дети, которые хотят учиться, которые осознают, что это нужно, но таких мало. В нашем классе на 30 человек было 20 хорошистов, а сейчас из 25 человек 7-8 диктант на двойки пишут.
Самый большой плюс в работе учителя – это
Каникулы. Лето мое. А на следующей неделе мы уезжаем в Питер с классом. Спасибо детям, уже четвертый раз поеду в этот город. К тому же про все забываешь. Идешь утром в школу, рука болит, к врачу сходить некогда. Но приходишь на урок, и постепенно настроение улучшается, и рука не болит. Все время с молодежью работаешь, мне с ними безумно интересно. В молодости я очень легко ставила двойки, но сейчас я понимаю, что оценка имеет воспитательное значение. Есть дети, которым нельзя ставить двойки, одному пятерку надо большую поставить, а другому маленькую. Коллеги говорят, что это пришла мудрость.
Самый большой минус в работе учителя – это
Тетради, до которых я доберусь только вечером. К тому же нагрузка на здоровье, портится зрение, у меня уже две операции было на связках, потому что постоянно говорю на уроках. А еще нервы.
Какой стереотип о работе учителя вас больше всего обижает/раздражает/расстраивает?
Образ училки, тиражируемый на телевидении – она сухая, у нее обязательно куля, очки, указка. Не люблю, когда у Малахова смакуют какой-нибудь некрасивый эпизод с участием учителя, ведь это откладывает отпечаток на всех нас. Учитель не сухарь, мы все разные, мы такие же люди. Про меня, может, дети думают, что я должна требовать, не могу улыбнуться, меня им трудно представить в другой обстановке. А я очень люблю отдыхать: дача, розы, Дон, казачьи песни.
Вы довольны своей зарплатой?
Чтобы быть довольной зарплатой, я должна работать и работать. У меня 2 ставки, я учитель высшей категории. Я довольна, но для этого я много тружусь.
Вы нашли дело своей жизни?
Получается что да. Кто-то из великих сказал: «Счастье – это когда на работу идешь с радостью и с такой же радостью возвращаешься домой». У меня дома есть тыл, где меня прикроют и поддержат. И на работе я знаю, что не могу позволить себе болеть, без меня же все встанет. Учителя, проработавшие много лет, так и скажут, что вся жизнь отдана школе. Недавно на курсах повышения квалификации встретила женщину, у которой стаж 46 лет. И она еще продолжает учиться. Мы всегда в строю. Как у Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится».