Загруженные подготовкой к ЕГЭ и поступлению в вузы школьники всё чаще стали страдать депрессиями. Шестидневные забеги к знаниям не оставляют времени на отдых и занятия спортом. Выход из этого удручающего состояния нашли депутаты Государственной думы.
Они предлагают отказаться от шестидневки и перевести школы на пятидневку. Тем самым дать детям два дня заслуженного отдыха. На новую систему депутаты рекомендуют переходить с нового учебного года. Однако не все выступают за подобное нововведение.
Аргументы «за»
Решение вводить или не вводить в школах пятидневку, зависит от желания муниципалитета. Пока с инициативой облегчить детям жизнь выступили лишь власти города Волжского. Переход обещают провести постепенно, чтобы дети и учителя грамотно перестроили учебную программу. Власти надеются, что это нововведение положительно отразится на здоровье детей.
Ведь сегодня, по данным Министерства здравоохранения России, ученики 5 - 11-х классов всё чаще страдают различными простудными и хроническими заболеваниями. Нехватка времени на отдых и спорт отражается на молодом организме болезнями опорно-двигательной и сосудистой систем.
Вот какими расчётами они руководствуются.
«День обычного школьника расписан по часам: шесть-семь уроков, затем факультатив или репетитор, музыкальная школа и кружки по интересам, - говорит Лилия ГАРИБЗАНОВА, практикующий психолог. - Всего ребёнок проводит в школе и на дополнительных занятиях около семи часов. Добравшись до дома, ученик перекусывает и приступает к домашнему заданию. Это выливается ещё в три часа занятий. Получается, что рабочий день школьника составляет около 10 часов! Даже взрослые люди трудятся по восемь часов. Как с такой нагрузкой может справиться растущий организм? Отсюда мы получаем психологические срывы. Самое слабое их отражение - общая апатия и нежелание учиться. Про максимум говорить страшно».
…и «против»
Но не все учителя с радостью отнеслись к дополнительному выходному. Некоторые сходятся во мнении, что пятидневка не оправдает надежды чиновников.
«Депутаты не работают с детьми и не знают, что у них на уме, - считает Светлана ЖАРОВА, учитель одной из волгоградских школ. - Они хотят, чтобы у детей было время на саморазвитие, общение с родителями и занятие спортом. На деле выйдет так, что школьники в течение двух дней - в субботу и воскресенье - будут сидеть за компьютером или смотреть телевизор. А что же будет с детьми из неблагополучных семей? С теми ребятами, кого школа хоть на время отрывает от пьющих родных?».
«Что получится при переходе? Перенос предметов! Школы выберут дни недели, где поменьше уроков, и добавят субботние предметы в расписание. Получается, нагрузка на школьников всё равно будет очень большой, - уверен Алексей ВЛАДИМИРОВ, учитель школы №103 г. Волжского. - Пытаясь спасти детей от перегрузок, мы сделаем ещё хуже. Проводя всё время за школьной партой, дети будут терять интерес к общению вне школы».
Пару слов о здоровье
Ещё в середине прошлого века Академия медицинских наук СССР подробно исследовала влияние пятидневки и шестидневки на здоровье детей. Осматривали, брали анализы и изучали рентгеновские снимки нескольких тысяч ребятишек со всего Союза. Вывод сделали единогласный - изменения в показаниях здоровья у детей не выявлено.
«Дети не меняются, но меняются условия, в которых их учат. Например, болезненность современных школьников можно объяснить малым количеством уроков физкультуры, - рассказывает Елена МАЙОРОВА, врач-терапевт. - В Советском Союзе уроков физкультуры было гораздо больше. И по правилам спортивные занятия должны стоять последними в школьном расписании. А не так, чтобы дети после физики шли на физкультуру, занимались, а потом бежали на математику».
На предложение увеличить количество часов физкультуры многие чиновники ответили отказом. Мотивировали это тем, что родители хотят видеть своих детей студентами вузов, а не спортсменами, пинающими мяч.
Что же до школ Волжского, пока учителям и родителям предлагают попробовать нововведение в форме эксперимента. И только если все будут довольны, пятидневку введут по всему городу. Остальные муниципалитеты Волгоградской области пока даже к эксперименту присоединяться не спешат.
Избавимся от формальностей!
Николай КУЗНЕЦОВ, директор волгоградского лицея № 8:
- На самом деле в субботу все классы полупустые. Её давно не воспринимают как учебный день. Таковой она является лишь формально. И самое главное, что инициативу детей не ходить на занятия поддерживают родители. Поэтому переход на пятидневку - это признание очевидного.