
Так и хочется написать, что сегодня во всех уголках нашей необъятной области прозвенел первый звонок. Но время сломало и этот трафарет, в десятках хуторов и сёл День знаний придётся отложить – школы закрыты на неопределенное время.
Бой до последнего ученика
В минувшую пятницу фроловские депутаты закрыли учебное заведение в хуторе Благодатном. К такому повороту событий жители были готовы с начала лета. Все понимали, что никто не будет держать учебное заведение ради четырёх учеников.
Собралась в соседний хутор Дудачный и выпускница Галя Бреусова. Говорит легко, будто школу у них закрывают каждый год:
– В понедельник будем уезжать из Благодатного, в пятницу возвращаться. А жить – в интернате.
В Дудачный перебралась на работу и учительница осиротевшей школы. По-разному устроились преподаватели школ посёлка Кирпичного, хуторов Перфиловского и Манского, которые тоже перестали существовать в нынешнем году.
– Там уже не учились, просто мы держали помещения: вдруг дети появятся, – поясняет заместитель главы районной администрации по социальным вопросам Елена Растеряева.
Ни вдруг, ни как-то ещё ученики не обнаружились, да и качественное образование в малокомплектных школах им всё равно не смогли бы дать. Так что все их закрыли до лучших времён. Хотя председатель комитета по социальным вопросам облдумы Галина Хорошева считает, что такая постановка вопроса неправильная:
- Мы их не закрываем, а приостанавливаем.
Причин две. Первая – малокомплектность. Чтобы школа действовала, в ней должно быть не меньше 14 учеников. Галина Хорошева говорит, что её комитет внёс на рассмотрение областной думы предложение изменить эту норму регионального закона и снизить порог до 10 человек. При этом напоминает о подушевом финансировании педагогов, чья зарплата целиком зависит от наполняемости класса. А жильё в селах стоит так дёшево, что в случае закрытия не на что будет переехать даже в райцентр.
Вторая причина приостановки действия сельских школ ещё проще: отсутствие лицензии, которую нельзя получить из-за аварийности здания.
– Но в том и другом случае мы прежде советуемся с местным населением. Чтобы сохранить помещения, отдаём их ТОСам, – говорит Галина Хорошева. – А вообще мы с губернатором против закрытия сельских школ. Я думаю, что они должны действовать до последнего ученика.
Казённое будущее
Так что в сельском образовании остановка приближена к боевой. Но начальник отдела дошкольного и общего образования комитета по образованию областной администрации Родислав Музыченко не хочет сгущать краски. Повторяет, что из-за «порога» никто школу не закроет:
– Чтобы она перестала действовать, нужно решение схода граждан.
– А если во всех классах останется один ученик?
– Всё равно она будет работать, – уверенно говорит Родислав Викторович и приводит в пример девятилетку на хуторе Галка Камышинского района. В прошлом учебном году на пятерых детей там было четыре учителя, а школу всё равно не закрыли. Правда, в этом её хотят сделать начальной.
Откуда тогда десятки приостановленных? Всё делается опять же по любви и согласию: если есть возможность возить детей в базовую школу соседнего села, где лучшие условия, об этом спрашивают родителей. Как правило, они соглашаются.
Не меньше мороки с содержанием опустевшего школьного здания. Его нужно охранять, ремонтировать, платить за коммунальные услуги. Школа не работает, а деньги идут – надо думать о будущем. Года через два-три малышня подрастёт, тут двери и откроются. А может и нет.
Не так давно в Волжском собирались депутаты госудмы и областные законодатели, чтобы сказать «нет» нашумевшему Федеральному закону № 83 от 8 мая нынешнего года. Он закрепил казённый тип учреждения, чьи доходы остаются в его же бюджете, а вместо сметного финансирования будут давать субсидии на выполнение муниципального задания. Народные избранники не против расширения экономической свободы образовательных учреждений, но цену за неё считают слишком высокой. Ведь доля платных услуг будет расти, бесплатных – падать. И в следующем году, когда закон вступит в силу, начнёт сокращаться сеть социальных учреждений, а процесс ликвидации сельских малокомплектных школ понесётся вскачь. И тут уж их не приостановишь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть