На прошлой неделе волгоградцы на фоне обвала рубля и страшных рассказов о грядущем кризисе в банковской системе ринулись штурмовать банкоматы. О том, как финансово-кредитные учреждения справились с декабрьским набегом вкладчиков, зачем подогреваются панические настроения в народе и что на самом деле будет с деньгами в 2015 году, рассказал Председатель Поволжского Сбербанка Владимир Ситнов.
Мошенники и слухи
По словам Председателя Поволжского Сбербанка, в социальных сетях, блогах и некоторых СМИ в последние дни активно распространялись домыслы и слухи, что лишь подливало масла в огонь.
«Домыслы и слухи, которые сейчас активно распространяются, как правило, не имеют ничего общего с правдой, но сеют в народе панику. Сбербанк – крупнейший банк страны, и от положения дел у нас зависит многое в российской экономике. Поэтому мы считаем своим долгом объяснить людям, что на самом деле происходит».
На прошлой неделе многие волгоградцы размещали в соцсетях фото неработающих банкоматов Сбербанка, чем еще больше подогревали панику.
«С 18 по 20 декабря, когда ажиотаж достиг апогея, наша служба инкассации работала в авральном режиме, — рассказал Владимир Ситнов. — И должен сказать, к чести наших сотрудников, они с непростой задачей хорошо справились. Были проблемы, мы не отрицаем, как только в банкомате заканчивались деньги, а инкассация не успевала подъехать – всё, тут же начиналась паника. Но таких ситуаций было не много.
Мониторинг показал, что банкоматы поддерживались в достойном рабочем состоянии на 86%. Для сравнения, в спокойные периоды, этот показатель на уровне 96%. Не было ни одного отказа при снятии средств со счета, не было проблем с покупкой-продажей валюты. Ажиотажный спрос мы удовлетворили в полном объеме. Сейчас волна паники спала, наши офисы работают в спокойном режиме».
После небольшого затишья в банке ожидают новую волну набегов вкладчиков. Но уверены, что, несмотря на массовый отток средств, справятся и с грядущим ажиотажем.
«Отток средств действительно был, и мы не делаем из этого секрета, — продолжает Владимир Ситнов. — В целом ситуация сегодня обстоит следующим образом: если в среднем в системе Поволжского региона в месяц снималось 30-35 млрд. рублей, то за неполный месяц по данным на 22 декабря было снято больше 60 млрд. рублей, причем большая часть денег – за прошедшую неделю. Но Сбербанк — один из самых устойчивых и надежных банков мира, что уже не раз доказывал. Даже с учетом этой динамики, мы остаемся с солидным капиталом. И с наличностью, которой в состоянии обеспечить всех вкладчиков».
5 вопросов Сбербанку
Ходят слухи, что Сбербанк может заблокировать зарплатные карты граждан, чтобы избежать массового снятия наличных. Так ли это? Не планируется ли вводить ограничения по суммам, которые граждане могут снять единовременно?
Никаких «блокировок» зарплатных карт и ограничений в связи с экономическим кризисом в стране по выплатам мы не планируем. Сбербанк располагает необходимыми денежными ресурсами, как в рублях, так и в иностранной валюте. Сбербанк не устанавливал и впредь не будет устанавливать никаких ограничений по снятию наличных средств и продаже-покупке валюты, а также по функционированию платежных карт. Мы не знаем, кто распространяет эти слухи, будоражит общественность, стремясь посеять панику. Официально заявляем — поводов для беспокойства нет.
Взяли ипотеку в лучшие времена, а в кризис лишились работы. Что делать, если нет возможности платить по кредиту?
Мы идем навстречу клиентам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и проводим реструктуризацию кредита. И у нас уже есть управленческие механизмы, с помощью которых мы сможем осуществлять реструктуризацию задолженности. И эти механизмы уже действуют, в 2014 году на фоне экономической нестабильности реструктурировали таких кредитов на сумму более 750 млн рублей. Мы полагаем, что количество таких обращений в следующем году, скорее всего, возрастет. Будем адресно рассматривать такие обращения и принимать решения, клиентов в беде мы не оставим.
Нет опасения, что вкладчики переметнуться туда, где побольше ставки по депозитам?
У нас есть уверенность, что в условиях экономической нестабильности в приоритете у вкладчиков — надежность банка. Ситуация действительно кризисная, но Сбербанк чувствует себя вполне уверенно. И, пожалуй, у нас нет никаких оснований сомневаться в том, что мы нормально управляем деньгами наших вкладчиков, что им абсолютно ничего не грозит, что мы зарабатываем хорошую прибыль в интересах наших акционеров. Мы готовы к любому развитию событий. Мы сформировали качественные портфели по активам. У нас есть уверенность, что мы не разочаруем наших вкладчиков.
Говорят, что банки завалены отказами граждан от ипотеки. Так ли это?
У нас, к счастью, не как у всех, отказов нет. Напротив, количество ободренных заявок на получение ипотечного кредита на 22 декабря 2014 года выше, чем за весь декабрь 2013 года.
Сбербанк повысил ставки по кредитам. Что будет с ранее выданными кредитами, ставки по ним увеличатся?
По ранее выданным кредитам мы не планируем повышать кредитные ставки. Они останутся на прежнем уровне.
Помимо слухов что Сбербанк заблокирует карты, масла в огонь подлили и сообщения с неизвестных номеров: «Ваша карта заблокирована». Люди в панике звонили по указанному номеру и лишались своих средств. Проводил ли Сбербанк проверку, искал ли злоумышленников? Если да, то есть ли результаты?
Действительно, на прошлой неделе в связи с повышенным ажиотажным спросом на рубли и валюту, активизировались, так называемые, интернет-мошенники. Они и раньше время от времени атаковали вкладчиков коммерческих банков. Звонки были зафиксированы клиентам не только Сбербанка, но и других финансово-кредитных учреждений. Сейчас проводится проверка по тем номерам, с которых поступали сообщения, уже установлены организаторы таких схем. К сожалению, «корни» организованной преступной группы уходят за пределы Поволжского региона. Схемы, которые используют мошенники для отъема денег у населения, не всегда позволяют установить всю цепочку. Но наша служба безопасности совместно с МВД и ФСБ занимается расследованием этих фактов и поиском мошенников.
Что ожидает нас в 2015 году?
Безусловно, нас ожидают не простые времена. Но катастрофы не будет. Самое плохое — это жить, ожидая катастрофы. Основная задача в реальном секторе экономики — работать на достижение. У нас появляется все больше и больше стимулов для того, чтобы разбираться с неэффективными издержками, в то же время концентрироваться на реальных проектах. Это залог выживания всех предприятий реального сектора. Мы прогнозируем, что спрос на кредиты будет пониженный. Но мы продолжаем финансировать те инвестиционные проекты, которые уже начали, чтобы их завершить. Мы своих клиентов не бросим. Основная стратегия банка на 2015 год останется традиционной — доступность и надежность, поддержка юридических и физических лиц.