Примерное время чтения: 6 минут
512

Бизнес-омбудсмен Андрей Ващенко: «Киоски – пережиток отсталых стран»

Сергей Новицкий / АиФ

Ещё пару лет назад школьники мечтали открыть свой бизнес. Сегодняшние опросы показывают, что большинство молодых людей хотели бы работать чиновниками. На небольшой, но стабильной зарплате, с гарантированной пенсией. Неужели молодежь растеряла дух авантюризма? Или просто не верит, что на предпринимательской стезе сможет прокормить себя и будущую семью?

Что же представляет собой малый бизнес по-волгоградски и выгодно ли им заниматься, мы попытались выяснить вместе с уполномоченным по правам предпринимателей в Волгоградской области Андреем Ващенко.

Старые песни о главном

Сергей Новицкий, «АиФ-Волгоград»: - С начала 2013 года количество предпринимателей в регионе снизилось на треть. Скоро некому будет чинить нам обувь, делать стрижки и продавать котлеты по-киевски?

Андрей Ващенко: - Вовсе нет! На деле процент бизнесменов, которые ушли в тень или разорились по вине государства, небольшой. Просто, во-первых, налоговая служба серьёзно почистила свою базу данных от «мертвых душ», которые давным-давно не ведут деятельность, а просто числятся в реестре. Во-вторых, сами предприниматели отказались от прежних фокусов, когда ради снижения налогового бремени учредители фирмы проводили простых работников через налоговую в качестве самостоятельного «индивидуальщика». Но есть и тот процент предпринимателей, что действительно «ушли в тень», как считаю, из-за системных ошибок в работе с малым бизнесом самого государства, скажем, в сфере законодательства с системой налогообложения.

- Сохранились ли существенные препоны для открытия своего дела в Волгограде?

- Куда без них? Проблема №1 – подключение к энергосетям. Нужна кипа ненужной документации, выставляются монопольно высокие тарифы на само подключение. Кроме того, многие решения властей идут впереди серьёзной аналитики и оценки ситуации по малому бизнесу. То дополнительное страхование введут, то арендную плату без каких-либо серьёзных расчетов и оснований завысят. Но по большому счёту сегодня бизнес вовсе не «кошмарят» всевозможные СЭС, прокуратура и другие правоохранители, как это было пару лет назад. Однако предприниматели продолжают «петь старые песни о главном», что их притесняют.

- И на что чаще всего жалуются?

- Я выступаю третейским судьёй между бизнесом и властью. И вижу, что часто предприниматели просто не знают своих прав, основ земельного, имущественного законодательства, надеются на традиционное «авось». Даже в судах пытаются защищать свои права самостоятельно, не опираясь на правозащитников-профессионалов, и понятно, что с треском проигрывают один судебный спор за другим. Нашим предпринимателям первое, что нужно и важно, – это правовые знания по земельному, имущественному законодательству. Остальное приложится.

Именно такой «авось» подвел недавно владельца небольшого магазина на Горной поляне. Он построил здание без учёта реально выделенной ему площади. А потом, когда для него замаячила перспектива сноса, начал бить в колокола – мол, «помогите, мой бизнес душат сатрапы-чиновники».

Ещё один момент: бизнесмены пытаются решать свои проблемы с властями в стиле 90-х – через «личные договоренности», взятки, подношения чиновникам, указания на «знакомства с Иваном Ивановичем». Но у нас совершенно не то государство (хотя я его совершено не идеализирую), что было ещё лет 15 назад, нет той вакханалии бесправия. Был случай. Волгоградский предприниматель решил оформить земельный участок под своим павильоном, чтобы расширить бизнес. И тут выясняется, что киоск стоит прямо на инженерных сетях в нарушение всех норм и правил. Как он попал в запретную зону? Коммерсант договорился с нужным человеком. В итоге бизнесмен сам себя и загнал в правовой угол. Никакие договоренности не имеют силы перед законом.

Закат эпохи киосков

- Кстати о киосках. Всё лето власти Волгограда усиленно их сносили. Мол, эта форм торговли и бытовых услуг устарела. А что можно предложить взамен?

- Киосков, лоточников, нестационарной формы торговли в Волгограде насчитывается порядка 20 тысяч. За каждым из таких предпринимателей стоит семья, в найме у многих по 2-3 работника. В итоге в городе охвачено бизнесом около 100 тысяч жителей. Вот вам социальная значимость подобных «точек». Но с другой стороны, киоски – действительно пережитки стран с отсталой экономикой. Задача властей – не разгонять подобную торговлю, а помочь ей качественно изменится. Нужна гибкая система кредитования и простая система оформления разрешений тем, кто хочет, к примеру, на месте киосков открыть не очередной «гиперсупермаркет», а, скажем, магазин шаговой доступности с набором необходимых товаров повседневного спроса для жителей микрорайона. Торговых учреждений кругом, на первый взгляд, более чем достаточно, а вот таких магазинов явно не хватает.

- Какую бизнес-нишу ещё можно назвать свободной?

- Для вхождения в бизнес, открытия своего дела предпринимателю нужна простейшая информация о ёмкости рынка услуг, в котором он намерен работать. О наиболее перспективных направлениях, где можно быстро «раскрутиться», набрать обороты. Такая информация простейшего маркетингового характера должна исходить от местной власти. Никакой бизнесмен не в состоянии заказать комплексное обследование рынка, масштабные социологические исследования. Каждый район области, каждая территория и даже административный район нашего Волгограда должны иметь «инвестиционный паспорт» - с обрисовкой реальной потребности территории в том или ином виде услуг. Там же должны быть указаны наиболее перспективные, желательные сферы приложения усилий бизнеса. Допустим, где-то это туризм, где-то мясные цеха и колбасное производство, молочная переработка, где-то птицеводство, рыборазведение. Любой малый бизнес не должен развиваться вслепую.

- Такие паспорта уже есть где-то в нашем регионе?

- Инвестиционный паспорт Волгограда можно посмотреть на официальном сайте города. Другой вопрос, что он пока выглядит не как глубоко проработанный документ, а как формальный «буклет для туристов». Существует и инвестиционный паспорт Волгоградской области. Правда, для малого бизнеса даже в региональном паспорте пока заявлен по состоянию на 5 декабря 2013 года лишь один-единственный объект розничной торговли товарами для туризма и рыбалки в Волгограде и один птицеводческий комплекс в Жирновском районе. Понятно, что иметь на огромный регион столь «исчерпывающую базу данных» - несерьёзно. Если мы хотим серьёзные инвестиции в небольшие проекты, которые сделают наш регион социально устойчивым, мы должны помогать малому бизнесу не только в правовом, законодательном, но и именно в информационном плане.

Справка:

Андрей Ващенко родился в 1971 году в Волгограде. В 2009 году защитил докторскую диссертацию по экономике. Член экспертного совета комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, почетный работник системы потребкооперации Волгоградской области. С марта 2013 года – региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах