Придётся напомнить, что эту организацию создали родственники 44 пассажиров, тоже погибших от рук террористки – и тоже отчасти по вине аэропорта «Домодедово». Первый раз это случилось в августе 2004 года. Во второй раз напоминая об этом Дмитрию Медведеву в теперь уже втором открытом письме к нему, авторы говорят: «Сейчас все средства массовой информации, правительство, депутаты, как и в 2004 году, соболезнуют, обещают помощь и поддержку потерпевшим. «Не сомневаюсь, что преступление будет раскрыто, а возмездие – неизбежно», – это мы цитируем В.В. Путина Примерно то же самое в 2004 году нам обещали министр транспорта Левитин и генеральный прокурор. Мы, наивные, свято верили, что все виновные будут наказаны».
Сейчас, продолжают своё открытое исследование родственники погбиших в августе 2004-го, Президент очень жёстко призывает к ответу руководство «Домодедово», требует проанализировать работу служб безопасности на транспорте. Вот и авторы этого послания шесть лет пытались наказать виновных, чтобы безнаказанность не породила новые преступления.
Хождения по мукам
«В какие только двери мы не стучали, кому только не писали. В этой борьбе за справедливость нам пришлось столкнуться с бездействием властей, с отговорками чиновников и депутатов, с отписками и хамством работников Генпрокуратуры, с несовершенством нашим законов, с судебной системой, которая трактует эти законы по-разному (редко в пользу потерпевших). И, наконец, с забвением», – с горечью продолжают авторы открытого письма, дела свои выводы: «О тех двух терактах не писали, о взорванных самолётах не вспоминали даже в день памяти жертв терроризма, оберегая имидж «Домодедова». Все эти хождения по мукам можно назвать моральным терроризмом, которые разрушает многие духовные ценности, опустошает человека и лишает его веры в незыблемые истины. Ты с ужасом начинаешь понимать, что конституция защищает твои права только на бумаге, что справедливость – она только в кино, а жизнь человека стоит до неприличия дёшево».
Прежде, чем подать иски в суд о виновности службы безопасности «Домодедово» в гибели родных, родственники погибших в августе 2004-го изучили массу документов: отчет Межгосударственного авиационного коллектива (МАК), нормативно-правовые документы ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити» и Минтранса. Знакомясь с этими бумагами, они пришли к выводу, что акт терроризма на борту ТУ-134 был реализован в результате бездействия, непрофессионализма и нарушений службой безопасности аэропорта «Домодедово» своих обязанностей. Чтобы не быть голословными, авторы напоминают: тем терактам в самолётах предшествовали взрывы в метро, обстановка была напряженной, и все аэропорты предупредили о готовящихся терактах на воздушном транспорте. В связи с этим предлагался ряд мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров. Это и проведение личного досмотра, и выборочный контроль десяти процентов пассажиров неславянской внешности, и использование профайл-методик по определению опасных пассажиров. Все эти меры были проигнорированы службой безопасности «Домодедово».
После тех двух катастроф межгосударственный авиационный комитет (МАК) выявил и другие нарушения в работе этой службы: что смена была недоукомплектована, что ни один инспектор не проходил подготовку по психологическому тестированию пассажиров и что нарушался приказ Минтранса о комплектации смены из бывших служащих силовых структур и служивших в Вооружённых Силах. В отчёте МАК было такое утверждение: «Даже в условиях отсутствия техники (по обнаружению пластида) выполнение требований по проведению личного досмотра обеспечивает возможность выявления преступных намерений пассажира и обнаружения взрывчатого заряда».
«Хочется обратить Ваше внимание на вопиющий по нашему мнению факт, – призывают авторы открытого письма Президенту. – Плёнка видеонаблюдения досмотра пассажиров на взорванных рейсах была испорчена. Это «молоко» вместо видеозаписи не заинтересовало ни суды, ни Генпрокуратуру. Представитель «Домодедово» на суде назвал все нарушения службы безопасности, выявленные МАК, мелкими недочётами в работе. Психологическое тестирование, по словам юриста «Домодедово», не проводилось, оно не являлось для службы безопасности обязательным, так как носило рекомендательный характер (напомним, что ни один инспектор не был обучен этим методикам и даже при желании не смог бы их применить)».
Терроризм чиновников
Родственники 44 погибших напоминают, что по поводу предупреждений от силовых структур о готовящихся терактах на воздушном транспорте тот же юрист высказался с особой циничностью. Оказывается, для проведения личного досмотра пассажиров в службу безопасности «Домодедово» должна поступить «информация с указанием конкретного рейса, на котором готовится теракт, а сообщения о наличии у пассажирки Нагаевой (террористки) оружия и боеприпасов не поступало». В главном рабочем документе службы безопасности аэропорта «Домодедово» – сертификате соответствия № 2051041085 – говорится о том, что сферой деятельности этой службы является авиационная безопасность, которую она должна организовать, обеспечить, а также нести за неё ответственность. Нет в этом документе ни одной оговорки, что по каким-либо причинам служба не сможет обеспечить безопасность пассажиров и полётов. Но не обеспечила.
И, несмотря на всё это, областной суд Волгоградской области тогда отменил решение районного суда и признал службу безопасности «Домодедово» невиновной. Родственникам объяснили, что по закону о терроризме они должны были судиться не с руководством аэропорта, а с администрацией Тульской области, в небе которой произошёл теракт. «После такого заявления десять раз подумаешь, какой терроризм бесчеловечнее – который творят фанатики, взрывая в небе, в метро, в поезде, или чиновники и судьи, добивающие морально потерпевших родственников в кабинетах и залах судов» – негодуют авторы открытого письма.
Сейчас они обращаются к Президенту, как к последней инстанции потому, что не верят, что справедливо разобраться в их (а по сути, нашей общей) трагедии захочет даже Верховный суд, в котором в настоящее время находится жалоба. За то, что погибли люди 24 января, должны ответить не только «Домодедово», но и Генпрокуратура, не возбудившая уголовное дело против ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити», и Волгоградский областной суд, который не смог или которому запретили разобраться в истинных причинах гибели пассажиров ТУ-134, и высокие чины Минтранса, на транспортных объектах которых были позволительны «мелкие недочёты в работе», повлекшие гибель людей, и депутаты Госдумы, не защитившие законодательно потерпевших оказанием им материальной, юридической, психологической помощи. Нет закона, который бы строго наказывал не только террористов, но и других виновных. Так считают авторы этого послания. И ещё одна их просьба. Они очень хотят встретиться с ним или Владимиром Путиным хотя бы с помощью телемоста. Пережившим такую трагедию есть о чём рассказать.