Про дело волгоградского предпринимателя-мошенника Дмитрия Шихова региональная пресса писала неоднократно, и, казалось бы, нет смысла возвращаться к нему вновь. Одних приговоров разных судебных инстанций вынесен чуть ли не десяток. И всё же, как это ни странно, дело по-прежнему живо. Там, где давно уже пора поставить точку, - сплошные многоточия. Предприниматель, «кинувший» банк, - на свободе. Почему?
Чтобы разобраться в ситуации, напомним вкратце основные вехи нашумевшего дела.
Дело на 150 миллионов
Ещё в феврале 2008 года волгоградский НОКССБАНК открыл предпринимателю Дмитрию Шихову кредитную линию на 150 миллионов рублей. Шихов слыл аккуратным заёмщиком, да к тому же представил солидный залог - личное имущество в виде торгового центра «Парус» общей площадью более 5 тысяч квадратных метров, оцененный в 200 миллионов.
Шли месяцы, Шихов исправно вносил платежи по кредиту. Сотрудники банка даже не подозревали, что в это же время предприниматель разворачивает целую мошенническую операцию под условным названием «Лжебанкрот».
Не будем подробно описывать действия Шихова, занимающие десятки страниц уголовного дела. Скажем лишь, что он, в нарушение закона и договора с банком, по-тихому сменил место регистрации - с Волгограда на Тамбов. Там обратился в местный арбитраж с просьбой объявить себя банкротом, однако в списке кредиторов «забыл» указать крупнейшего из них - НОКССБАНК. (Позже, расследуя дело, следственный комитет установит, что названные Шиховым кредиторы – фиктивные.)
При этом счёт в банке в нарушение закона предприниматель не закрывал, проценты исправно вносил. Тем самым он выигрывал время для завершения процедуры банкротства. А она вела к продаже его имущества, в том числе ТЦ «Парус», фиктивным должникам. В этом варианте НОКССБАНК автоматически лишался залога, а Шихов спокойно оставался должен банку более 127 миллионов рублей – дескать, что взять с банкрота?
Однако благодаря усилиям юристов банка мошенническая схема банкротства в Тамбовском арбитраже была прекращена. Встал вопрос о взыскании долга с Шихова, который продолжал эксплуатировать «Парус», извлекать доходы, однако долг НОКССБАНКу не гасил, да и проценты выплачивать перестал.
И начался затяжной юридический марафон – гражданский и уголовный.
Опять-таки опустим детали. Достаточно сказать, что Ворошиловский районный суд трижды (в 2010 и 2012 годах) удовлетворял иск банка к Шихову. Дело дошло до Верховного суда РФ, который своим определением от 29 ноября 2011 года поддержал суд первой инстанции, а затем в феврале нынешнего года Волгоградский областной суд наконец-то подтвердил решение своих ворошиловских коллег. Да, ТЦ «Парус» подлежит продаже с торгов, а вырученные деньги должен получить пострадавший банк…
Параллельно СУ СК Российской Федерации по Волгоградской области провёл следствие по делу Шихова, усмотрел состав преступления (мошенничество в особо крупных размерах) и передал дело в Центральный районный суд. А тот совсем недавно, решением от 27 июня 2013 года, приговорил лжебанкрота к 5 годам заключения.
Юридический футбол
Ну, вроде бы теперь всё в порядке. Справедливость восторжествовала.
Но в чём, собственно, эта справедливость?
Преступник осуждён, однако по-прежнему на свободе. И продолжает извлекать доходы из своего ТЦ, которыми щедро делится. К сожалению, судебная система даёт защитникам возможность затягивать исполнение любых решений. Для них Шихов словно дойная корова - плати, пока на свободе, раз денежки есть.
Но, может быть, НОКССБАНК по крайней мере получил возмещение своих убытков, нанесённых Шиховым? Ничего подобного! Возместить их можно лишь одним-единственным способом - продав на торгах торговый центр «Парус», который мошенник-предприниматель в своё время предоставил в обеспечение кредита. А «Парус» находится под арестом – его наложили судебные приставы в рамках гражданского иска к Шихову. И снимется этот арест только после вступления приговора по уголовному процессу в силу. «Вещдок», так сказать.
При этом, как пояснил руководитель юридической службы НОКССБАНКа Василий Ганагин, формальных оснований жаловаться нет. Все предусмотренные законодательством юридические процедуры совершены или совершаются. Всё идёт своим чередом. Хотя в нашем случае правильнее наверное сказать - ползёт… И выходит, что воз и ныне там, в 2008 году, когда эта грустная история лишь начиналась.
О несовершенстве российской судебной системы не говорит только ленивый. История Шихова - наглядное подтверждение этого несовершенства. Вдумайтесь: с 2008 года, уже более пяти лет, банк не получает ни процентов, ни возврата долга. Однако потерпевшие вкладчики банка живут здесь и сейчас. Им нужна справедливость. Они требуют, чтобы правосудие торжествовало, чтобы преступник сидел за решеткой, а нанесённый ущерб был возмещён. Законные требования, не так ли?
Но до тех пор, пока судебные разбирательства длятся годами, не завершаясь конкретным результатом, пока множество инстанций со сноровкой профессиональных футболистов пасуют друг другу одни и те же дела, говорить о торжестве закона малость преждевременно. Какое же это правосудие, когда обманутый банк со всеми акционерами и вкладчиками не может, несмотря на многолетние усилия, вернуть своё кровное? А что же тогда говорить о более мелких организациях или рядовых гражданах, у которых нет средств, сил и времени заниматься юридическим марафоном? Нельзя не задуматься об этом, изучая эту историю.
И получается, что народная поговорка «суд да дело» безнадёжно устарела. Потому что суд есть, а дела – нет.