Примерное время чтения: 5 минут
296

Общение с лошадьми позволяет лечить тяжелые болезни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Нижнее Поволжье 09/02/2011

Иппотерапия должна помочь больным детям ок­реп­нуть и реабилитироваться, поверить в собственные возможности.

Укрощение Лютого

«Не бойся, Ванечка, Мечта тебя не тронет и не обидит!» Заботливые сильные руки сажают четырёхлетнего кроху на спину лошади. Ребёнок вдруг цепко хватается за шею лошади, и его лицо расцвечивается улыбкой. Эту сцену я наблюдал в волгоградском реабилитационном центре иппотерапии. Каждые выходные сюда, «к лекарям-лошадям», приходят десятки ребятишек. Приходят на целительную и всем приятную процедуру. Чаще всего иппотерапия используется для лечения детей, больных ДЦП и аутизмом. Руководитель клуба Анастасия Калмыкова убеждена, что «лечение» верховой ездой – явление уникальное. «Мне было 10 лет, когда родители разрешили мне покататься на цирковой лошадке, – рассказывает Анастасия. – Нескольких минут верхом и пары кругов было достаточно, чтобы я «заболела» верховой ездой навсегда».

Для каждого начинающего лошадника рано или поздно встаёт вопрос приобретения собственного животного для регулярных занятий. Анастасия столкнулась с тем, что и в миллионном городе, и в ближайших окрестностях держателей, тем более заводчиков породистых скакунов было наперечёт, а уж о каком-либо объединении таких энтузиастов и речи не шло. «Вначале мы попробовали создать нечто вроде заочного клуба «лошадников», – рассказывает Анастасия, – но я быстро поняла, что это тупиковый путь». Кроме стенаний на «объективные трудности»,  ничего конструктивного от «одноклубников» не исходило. И тогда Анастасия решила действовать самостоятельно. Первой приобретённой «с добрых рук» лошадкой, вернее жеребцом, стал Лютый. «Конь был с характером, да с таким, что с ним не всякий наездник мог совладать, – вспоминает Калмыкова. – На сильном галопе проверял «усидчивость»  всадника».

Первую свою «опорную базу» Калмыкова с единомышленниками попыталась создать на северо-западной окраине областного центра, в посёлке Забазном. В клуб, состоящий из одного сен­ника-сараюшки и двух лошадок, потянулись первые желающие конных прогулок. Забегая вперёд, можно сказать, что сегодня опыт развития конного туризма в волгоградском клубе  изучают даже зарубежные мастера конных прогулок из Германии, Латвии, Италии.  «Протяжённые конные прогулки среди природных ландшафтов – целая наука, – поясняет Анастасия. – У нас в Волгограде нет морского побережья, нет горных долин, но есть не менее прекрасные ландшафты холмистой степи, есть огромный потенциал для конных прогулок рысью или шагом протяженностью в 8–20 км. Иногда и больше. Местность, которая примыкает к нашему клубу, позволяет в течение светового дня спокойно прокатиться от окраины Волгограда до берега Дона и обратно и не встретить на пути никаких поселений. Только природа, лошадь и вы!».  

«Хочу стать Зорро!»

Со временем в центре появились энтузиасты иппотерапии, готовые терпеливо во­зиться с малышнёй и детьми-ин­ва­лидами. «У больного ребёнка положительная динамика наблюдается спустя несколько занятий, – поясняет иппотерапевт Оксана Ермолина. – Приходил у нас на занятия пятилетний Миша с диагнозом «смещение черепной коробки на левое полушарие». На вид нормальный мальчуган, но отличался замкнутостью и малой управляемостью. Плохо разговаривал, уходил постоянно в себя, не слушая обращённые к нему фразы. Уроки лечебной верховой езды сотворили с Мишей чудо, даже друга – более старшего мальчика – себе на занятиях обрёл. Ещё один мальчик, 4-летний Саша, с порога заявил своим инструкторам, едва придя на занятия: «Хочу стать, как Зорро!» Но увидев живую лошадь, Саша стушевался: «Мам, а можно я стану Зорро, но не сегодня!».

Кстати, по словам Калмыковой, далеко не всякая лошадка подходит для таких детей. Та же трёхлетка Мечта – просто идеальна для продолжительных, порой весьма монотонных занятий с детьми. Спокойная по характеру. По словам Оксаны, заниматься с лошадьми детки (как здоровые, так и с уже названными недугами) могут начиная с двух лет. «Дети, естественно, непредсказуемы, – рассказывает Анастасия. – Им кажется, что лошадь вроде как игрушка такая. Её можно схватить за попу, подергать за хвостик. Лошадям, как и инструкторам, нужно огромное терпение». Совсем недавно клуб «Конный двор» провёл со своими подопечными детишками конкурс детского рисунка. На сайте клуба было вывешено несколько сот рисунков. И в каждом из них не только солнце, но и лошадь. Добрая, терпеливая. Как Мечта.

Мнение

Нина Колядина, врач-физиотерапевт: «Иппотерапия – общепризнанное направление лечения детей с нарушениями ЦНС, но применять его необходимо по тем стандартам и методикам, которые уже разработаны. Любая «самодеятельность» здесь может даже навредить. При этом иппотерапия прекрасно сочетается с другими факторами лечения больных детишек – физиолечением, расслабляющими массажами». 

Кстати

Церебральный паралич, дефицит концентрации внимания, гиперактивность, аутизм, диспластический сколиоз и многое другое — иппотерапия является единственным видом лечения, когда маленький пациент может и не догадываться, что он лечится, езда и общение с лошадью становятся для ребёнка игрой. Лошадь не тренажёр, надоесть не может по определению!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах