Примерное время чтения: 5 минут
148

Контрольная для трусишки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Нижнее Поволжье 13/10/2010

Дочь не видит смысла в учебе. Может, ее как-то стимулировать? Мои друзья платят сыну за хорошие оценки. М. Воронова, Волжский

Отвечает детский психолог, кандидат медицинских наук Анна Воронова:

– Чтобы хоть как-то повысить учебную мотивацию, многие родители платят за хорошие оценки деньги. И вроде бы дела идут лучше. Но это кажущаяся эффективность. У школьника создаётся интерес не к учёбе и собственному развитию, а к получению денег. Для человека, воспитанного таким образом, деньги становятся мерилом всех взаимоотношений, в том числе любви и дружбы. Существует множество других способов мотивации: получение жетонов, похвала, одобрение родителей. Но лучше просто поговорить с ребёнком, выяснить, почему он не хочет учиться, о чём мечтает, и кем бы хотел стать.

В дореволюционной России раз в неделю детей наказывали профилактически. Можно ли вообще телесно наказывать детей? М. Пирогов, Волгоград

– Нет, нельзя. Телесные наказания приводят к развитию у детей неуверенности в себе, тревожности и агрессивности. Результат этого – эмоциональное неблагополучие человечка.

5-летний сын жалуется, что не может уснуть из-за того, что на нас может упасть метеорит и мы все умрем. Как реагировать, если ребенок говорит о смерти? И. Макарова, Камышин

– Все страхи ребёнка так или иначе связаны со страхом «не быть». Дети с самого раннего возраста сталкиваются со смертью – в фильмах и мульт­фильмах, поэтому замалчивать и стараться уходить от этой темы не нужно. Поговорите с ними о смерти. Ведь непонятное страшит больше всего. Расскажите, что у всего живого есть свой цикл рождения, взросления, умирания. Лучше избегать объяснений, что смерть – это вечный сон. Тогда ребёнок точно будет бояться уснуть. В первую очередь дети испытывают страх перед смертью, потому что боятся остаться без родителей. Объясните, что до этого ещё далеко, что малышу самому сначала предстоит вырасти, что впереди его ждёт много интересных и ярких событий.

Наташе десять лет. В школе она начинает волноваться, переспрашивает соседей и в результате не выполняет задания. А дома при выполнении домашней работы никаких затруднений нет. Как помочь дочери успевать в классе? О. Ковалева, Волжский

– Чаще всего причины подобных затруднений связаны со сбоями в работе кратко­временной памяти, обеспечивающей запечатление и удержание текущей информации. Если её объём недостаточен, то школьник не запоминает сложные конструкции учителя, состоящие из нескольких смысловых единиц: «Закройте тетради с домашними заданиями, откройте классные тетради, возьмите учебники, откройте их на странице 60 и т. д.».

В этом случае стоит провести дома специальные упражнения. Предложите Наташе внимательно выслушать инструкцию, включающую три кратких указания – каждое из четырех слов, – и тут же повторить. Если девочка успешно справится с заданием, дайте ей новое, но уже из четырёх фраз. При регулярных занятиях через две – три недели она уже будет справляться и с ними.

Мой сын учится в четвертом классе, очень боится контрольных работ. Как ему помочь? З. Федорова, Урюпинск

– Скорее всего причины страха вашего ребёнка гораздо глубже, чем просто страх перед контрольной. Возможно, дома вы создаёте слишком строгую, требовательную атмосферу. Контрольная же работа – ответственный момент, из-за которого он ожидает «страшного суда». То есть гнева взрослых и своего ощущения, что он хуже всех, не справился с делом. Следует доверительно поговорить с ребёнком и, возможно, снизить планку своих требований. Если дело в слишком строгом учителе – побеседуйте и с ним. Расскажите о проблемах сына – не исключено, что к нему будет индивидуальный подход. Кроме того, необходимо сводить ребёнка к детскому психологу. Иначе его страх может повлиять на формирование тревожно-мнительных черт личности.

От своего сына часто слышу: «А у Сережи машинка красивее, чем у меня, а Вова рисует лучше». Как реагировать на детскую зависть? Т. Камова, Волгоград

– Зависть – не такое плохое чувство, как может показаться. Оно порой заставляет человека добиваться большего, чтобы быть не только хуже, но и лучше окружающих. Поэтому если Вова рисует красивее, то объясните сыну: когда он приложит усилия, то сможет нарисовать не хуже. Либо обратите внимание на то, что ребёнок делает лучше Вовы – лепит, поёт, танцует, например. Вообще, такая зависть свойственна детям. Они стремятся быть самыми лучшими, сильными, ловкими и умными на свете. Поэтому, если малышу всё время кажется, что он хуже окружающих, спросите себя, а хватает ли вашему чаду внимания, любите его вы просто за то, что он ваш сын или дочь. Не ставите ли вы ему в пример других детей – более ловких, умных, талантливых?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах