В России «Тор 2: Царство тьмы» выходит в прокат 7 ноября, в четверг, тогда как в США почему-то на день позже. Совсем янки разучились понимать символику. Ведь именно четверг в англоязычном мире является днем Тора (Thursday). Россиянам бы больше подошел вторник, но это лишь случайное созвучие.
После «Тора» и «Мстителей» Крис Хемсворт вновь появляется в роли асгардского бога. В новом фильме есть отсылки к предыдущим картинам Marvel: герои неоднократно вспоминают события первой части. А насмешливый Локи на несколько секунд принимает обличье Капитана Америки.
«Тор 2» получился намного менее смешным, чем «Мстители». Такова суть работы в Голливуде, что над фильмами с одними и теми же персонажами зачастую трудятся разные режиссеры и сценаристы. А зритель видит в кадре только актеров, которые по сути выступают лишь в роли эстафетных палочек. Да, в сольном приключении Тору не с кем побраниться: нет ни язвительного Тони Старка, ни туповатого (прозвище обязывает) Капитана Америки, ни даже Халка, с которым вообще поговорить не о чем. Юмористические моменты, конечно, есть, но даже удачные из них выглядят как специальные вставки: а это минута для смеха. На банановой кожуре, к счастью, никто не поскальзывается и тортом в лицо не получает. Однако забывший надеть штаны доктор Эрик Селвиг – это гэг того же пошиба.
Есть отличия и в изображении Асгарда. По иному режиссер Алан Тейлор видит радужный мост. Даже, если придирчиво вглядываться в Мьёльнир (молот Тора), то заметим, как он меняется от фильма к фильму. Впрочем, комиксы Marvel в России далеко не так популярны, как в США, поэтому воплей рьяных фанатов «первоисточника», что «книга лучше», мы не услышим. К тому же разночтения (вот, хорошее слово есть в нашем языке: у каждого режиссера свое прочтение) бывают и более значительные. Хранитель радужного моста Хеймдалл в фильме негр. Откуда взялся чернокожий в скандинавском мифе? Из боязни быть неполиткорректными. А в более раннем мультфильме «Тор: Сказание об Асгарде» Хеймдалл имеет более привычную для викинга внешность. Кстати, если в анимационной истории у Одина нет левого глаза, то в голливудской трактовке – правого.
Главное не искать соответствий между героями кинокомикса и их мифологическими прототипами. Да, в преданиях Локи был рыжим – как-никак бог огня. А Том Хиддлстон брюнет. Но в «Эддах» он был побратимом Одина, а в фильме выступает пасынком. В конце концов, кино – это современное мифотворчество. Поэтому ничего удивительного, что древние герои обзаводятся новыми биографиями. К тому же в германо-скандинавских мифах есть такое, что мозг современного человека просто откажется усвоить. Например, вы знаете, откуда взялся восьминогий конь Одина Слейпнир? А его родил Локи после того, как превращался по некоторой надобности в кобылу. Вообще среди детей этого персонажа (которых рожал уже не сам он, предоставив это дело жене) на редкость мерзкие создания: змей Ёрмунганд и огромный волк Фенрир.
В идеале все фильмы преследуют катарсические цели: чтобы зритель последовательно обливался слезами и облегченно выдыхал в нужных моментах. В голливудском кинематографе это давно не работает. Когда Ди Каприо романтично и неспешно тонет в водах Атлантики, хочется добавить ему веслом по голове, чтобы поубавить неуемную слащавость сцены. В «Торе 2» обошлись без гламурной лирики – за это спасибо. Фильм не затрагивает решительно никаких серьезных проблем. Из всех чувств захватывает лишь зрение и слух.
Но на приключения парня с молотом и идти нужно с соответствующим настроем. И тогда – никаких разочарований. Зрелищно, эффектно, динамично.