Мамаев курган стал визитной карточкой Волгоградской области не только в России – этот мемориальный комплекс знают во всем мире. Но о том, что это особое для всей страны место могло иметь совершенно иной облик, большинство из нас не догадывается. История его складывалась необычно и затронула всю страну. Как это было, в год 55-летия открытия Мамаева кургана, рассказывает vlg.aif.ru.
Каким был первый памятник?
Не все знают, что самый первый памятник на Мамаевом кургане был сооружён по следам боёв и имел весьма скромный вид. По словам завотделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светланы Аргасцевой, он был сделан из подручных материалов бойцами 284-й стрелковой дивизии полковника Николая Филипповича Батюка.
– Скромный обелиск высотой всего в несколько метров, выполненный из дерева, тогда венчал собой братскую могилу, где покоились более тысячи защитников легендарной высоты, – говорит Аргасцева. – Сохранился фотоснимок митинга на открытии памятника с выступлением на нём Николая Батюка.
Идея же создания грандиозного, масштабного мемориала героям Сталинградской битвы именно на Мамаевом кургане пришла далеко не сразу, хотя решение о необходимости главного монумента, посвящённого битве на Волге, было принято ещё во время войны. Уже в марте 1943 г. в Сталинград приезжает группа московских архитекторов во главе с президентом Академии архитектуры СССР Алексеем Щусевым. Предполагалось, что такой памятник появится на центральной площади возрождённого Сталинграда.
Масштаб – всенародный
Уже в сентябре 1944 года комитетом по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союзом советских архитекторов был объявлен конкурс на эскизный проект главной площади города Сталинграда с монументом героическим защитникам города. В центральных газетах было опубликовано сообщение ТАСС о его проведении, так что конкурс имел всенародный масштаб. За лучшие проекты были назначены денежные премии от 5 до 20 тыс. руб. – немалые для военного времени суммы.
Конкурс был открытым, в нём участвовали все желающие – как профессиональные архитекторы, так и энтузиасты-самоучки. В итоге пришло множество работ, причём не только в виде строгих чертежей и схем: были эскизы-наброски и даже рисунки от красноармейцев и рабочих.
– Некоторые работы приходили от бойцов из действующей армии, с передовой, которые рисовали свои идеи на клочках бумаги урывками, в перерывах между боями, – говорит Светлана Анатольевна. – И хотя ни один из представленных на конкурс проектов в конечном итоге не был реализован, многие принципы и идеи участников нашли затем своё воплощение в послевоенном восстановлении Сталинграда.
Среди представленных работ можно выделить те, которые включали в проект главного памятника Сталинградской победы музей и панораму битвы. Например, это проект архитектора Александра Алаторцева.
Так, по проекту Алаторцева, в пьедестале главного памятника героям Сталинграда должны были разместиться залы с экспонатами. На крыше зала, которая одновременно могла быть обзорной площадкой, располагалась скульптурная группа с красноармейцем, краснофлотцем и вооружённым рабочим. За этой группой следовала круглая ротонда панорамы «Сталинградская битва». Музей и панорама соединялись «Галереей героев», перед мемориалом должен гореть Вечный огонь. Как видим, многое воплотили.
Проекты с размахом
Некоторые авторы пошли ещё дальше, представляя памятник Сталинградскому сражению в виде большого мемориального комплекса. Так, французский архитектор Кормье назвал свой проект «Самая крупная победа всех времён» и предложил создать комплекс из пяти музейных зданий, расположенных как лучи пятиконечной звезды, в центре которой высится 200-метровый меч, пронзающий немецкую каску.
«Имя Сталинград должно быть увековечено в истории памятником, достойным его величия», – писал Кормье в пояснительной записке.
Но ещё более масштабной оказалась идея архитектора Андрея Бурова «Сталинградская эпопея». Он предложил симметричную композицию: от берега Волги поднимается двухпролётная лестница с пандусами, а в её завершении располагается триумфальная арка. Главный монумент мемориала – 150-метровая пирамида, на верху которой горит Вечный огонь. Длина основания постройки – 236 метров, она состоит из 19 уступов, высота каждого – 8 метров.
Как отмечают специалисты, при всех недостатках проект Бурова – первый из вариантов мемориала, в котором используется система отдельных композиционных звеньев, нанизанных на единую смысловую ось. Именно эту идею впоследствии использовал в своём проекте памятника-ансамбля Евгений Вучетич.
Один из самых фантастических проектов, представленных на конкурс, принадлежал красноармейцу Черкасову из действующей воинской части. Его идея-рисунок предполагала строительство единого города-памятника, заключённого в пирамиду. В её основании лежал узел транспортных путей, выше находилась ГЭС, обеспечивающая город электроэнергией, а во внешней части располагались бы жилищно-культурные зоны. На вершине пирамиды в виде земного шара размещался бы аэропорт. Ещё выше из земного шара был поднят мощной рукой вертикально стоящий меч, его вершину венчала пятиконечная звезда.
Лучшая идея
Разработка реального проекта и создание скульптуры в конечном итоге были выполнены в 50-60-е годы главным автором мемориала, народным художником СССР Евгением Вучетичем. Член студии военных художников им. Грекова, участник ВОВ, Евгений Викторович был уже известен как создатель памятников, увековечивающих славу героев войны в берлинском Трептов-парке. Не всем известно, что в предварительной разработке было несколько вариантов проекта главного монумента. В частности, на одном из них Родина-мать не стоит с гордо поднятой головой и мечом, а… сидит рядом с коленопреклонённым воином.
Окончательное решение вопроса о том, как должен выглядеть образ Родины-матери, было принято только в 1963 г. В начале работ был сооружён фундамент глубиной 16 м. Вокруг него насыпали холм, на восточном склоне которого перезахоронили останки 34 505 защитников Сталинграда. В 1964 г. возвели строительные леса, смонтировали гигантский кран и специальный подъёмник. С их помощью вели сооружение главного монумента.
На площадках лесов по частям собирали скульптуру. Внутри формы была сооружена опалубка. Её постепенно наращивали, одновременно укладывая бетон и уплотняя его мощными вибраторами. Толщина железобетонной стенки между гипсовой формой и деревянной опалубкой – от 30 до 90 см.
В 1965 г. создание скульптуры было завершено. В мае 1967 г. был установлен и закреплён металлический меч, изготовленный на заводе «Красный Октябрь». Впоследствии, в 1972 г., он был заменён другим – из титанового сплава с прорезями-отверстиями, способным выдерживать мощные ветровые нагрузки.
При этом мало кому известно, что меч Родины-матери скопирован с подлинного оружия, принадлежавшего в XII столетии русскому князю Всеволоду-Гавриилу Псковскому. За 70 лет до Александра Невского он этим мечом бил врагов, пришедших на русскую землю.
Цифры
- 52 метра составляет высота скульптуры Родины-матери. Она видна со всех концов города.
- 85 метров – высота скульптуры с поднятым мечом.
- 29 метров – длина меча.
- 4 метра – высота постамента скульптуры.