Регион переживает бум создания этнических музеев под открытым небом.
В районных центрах и хуторах, в заброшенных усадьбах, на личных подворьях, в школах и даже детских садах усилиями энтузиастов создаются экспозиции, воссоздающие быт народов, проживающих в Междуречье Волги и Дона. В этих музеях вы не услышите грозное: «Руками не трогать». Здесь можно и нужно держать раритеты в руках, а то и попробовать их в деле, например, гончарный круг и старинную прялку.
Казахский уют
Стало доброй традицией посещение гостями Палласовского района этнографического центра «Алтын-Нур», создателем которого является житель посёлка Эльтон Смагул Мунтаев.
История центра началась с того, что простой учитель во дворе своего дома поставил две шестикрылые юрты, которые стали основой музея казахского быта. Стены юрт украсили экспонаты - образцы национальной одежды, колоритные головные уборы, музыкальные инструменты. На полу - предметы домашней утвари.
Смагул Мунтаев вырос в многодетной семье, где сплелись две культуры - казахская и русская, при этом все члены семьи знали оба языка, почитали обычаи обоих народов. Но учителя из Эльтона тревожило, что некоторые казахские дети на родном языке не могут и двух слов сказать. По его словам, нельзя предавать забвению родной язык, культуру национальных обычаев и традиций.
Эти юрты и должны были по задумке объединить казахов, проживающих в Палласовском районе. Здесь стали проводиться мероприятия и праздники, в которых участие принимали жители всех возрастов и занятий. Но вскоре поток посетителей в частный музей Мунтаева обрёл многонациональную окраску. От желающих осмотреть экспонаты в экзотической юрте и продегустировать блюда казахской кухни и сегодня нет отбоя. Здесь перебывали гости со всей России, стран СНГ, европейцы.
«С большим вкусом, бережно подобраны и размещены экспонаты, - вспоминает Светлана Власова, посетительница этнографического центра. - Ощущение того, что ты находишься в жилой юрте. Нам рассказали много интересного об обычаях, нравах и традициях казахского народа».
Так, к примеру, в казахских юртах полы, устланные коврами из овечьей шерсти, не только создавали уют и спасали от холода. Они оберегали людей от змей и ядовитых пауков, которых отпугивал запах овчины.
Многие гости вспоминают церемонию чаепития по-казахски. Как выяснилось, не стоит обижаться, если вам в пиалу не дольют до краёв чая. Недолив - это проявление особого уважения к гостю. Так напиток не успевает остывать, а хозяин, подливая чай, будет ухаживать за вами, выражая своё уважение. Причём до тех пор, пока вы не положите на пиалу перевёрнутую ложечку, что означает, что вы уже вволю напились напитка. А вот если вам сразу вручили пиалу, до краёв наполненную чаем, есть повод задуматься о том, что вы в этом доме гость нежеланный.
Но на музее и чайхане Смагул Мунтаев не остановился. В его центре есть корабли пустыни. Гостей приводит в восторг путешествие на верблюжьей повозке. Находятся и смельчаки, которые осваивают управление экзотическим гужевым транспортом, сидя меж двух горбов.
Левыкинский городок
В последние годы во многих хуторах области стали создаваться казачьи избы, стилизованные под старинный уклад.
Это поистине народное движение. Как правило, в создании экспозиций принимают участие представители администраций поселений, активисты ТОСов, педагоги и учащиеся школ и просто неравнодушные жители, болеющие за сохранение народных традиций. Совместно приводят в порядок и ремонтируют избы, которым предстоит стать музеями, из личных подворий сельчане приносят в свой музей раритеты для воссоздания обстановки казачьего куреня.
Хуторские мини-музеи становятся местом для проведения праздников, выставок изделий рукодельниц, концертной площадкой для артистов местной самодеятельности. Жители хуторов мечтают, что со временем их культурная «изюминка» позволит привлечь в волгоградскую глубинку туристов.
В Урюпинском районе эта мечта уже начала сбываться. Количество посетителей, которые специально приезжают в столицу российской провинции, чтобы увидеть музей под открытым небом «Левыкинский городок», растёт. И это несмотря на то, что со дня открытия музея не прошло и двух лет.
Энтузиастами воспроизведено казачье поселение XVI - XVII веков. Здесь всё соответствует тому, как в старинных фолиантах описывалась жизнь казаков 300 - 400 лет назад. И создано из «правильных» строительных материалов: дерево, глина, камень, камыш.
За высоким деревянным частоколом с дозорными башнями, караульной площадкой и небольшой пушкой от «супостатов» расположилось поселение. В центре градостроительной планировки городка располагались майдан для проведения казачьих кругов и станичная изба, в которой никто не жил, но она служила прототипом административного здания. Рядом находилась часовня с освящённой батюшкой иконой. Дома казаков представляют собой землянки. Есть в Левыкинском городке свой зимник, большая печь для приготовления пищи, кузница, гончарная мастерская. И это не макетные прообразы, а реконструкция действующих цехов, где можно освоить азы древних ремёсел. Каждый желающий может здесь попробовать свои силы в ковке по металлу, вылепить из куска глины сосуд, обжечь его по старинным технологиям и воссоздать своими руками аналог керамического изделия XVI - XVII веков. Женщины, как правило, здесь выбирают мастер-класс по ткачеству, шьют тряпичных кукол Крупеничек, которые служили оберегами от всяческих бед и сулили сытость и достаток семьям.
Как признался Андрей Ломкин, директор районного краеведческого музея, автор идеи создания городка, появление площадки для возрождения старинных ремёсел было главной задачей при организации музея под открытым небом.
Андрей Ломкин и Елена Лапина, заведующая экспозиционным отделом Урюпинского краеведческого музея, сами освоили древние ремёсла. И на своём опыте убедились, насколько захватывает это увлечение, как помогает погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи.
Здесь же гости знакомятся со старинными забавами и играми. Популярна стрельба из лука, добывание огня.
Левыкинский городок строили всем миром. Часть средств выделил бюджет района, ТОС «Петровский» перечислил на строительство городка свой грант. Очень помогли в финансовом плане победы проекта «Левыкинский городок» во Всероссийском конкурсе благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сёл», который проводится при поддержке Министерства культуры РФ.
Но собранных средств едва хватало на закупку стройматериалов. Жители Урюпинского района, и в первую очередь Петровского сельского поселения, собственноручно возводили городок. Эта народная идея сплотила людей, которые зачастую работали и по ночам. Открытие состоялось в 2014 году.
Так в Урюпинском районе создавался уникальный культурный объект областного масштаба, который прочно вошел в список достопримечательностей региона.
В детсаду всё по-взрослому
В городе Новоаннинском есть детсад «Солнышко». Это единственное дошкольное общеобразовательное учреждение в Южном федеральном округе, которое помимо воспитательной работы ведёт музейную деятельность.
Причём официально. В 2012 году музей детсада «Русская изба» получил свидетельство федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ.
Это учреждение много лет проводит воспитательную работу с акцентом на художественно-эстетическое направление. Малыши поют и танцуют, участвуют в театрализованных постановках. Для каждого выступления готовятся костюмы и реквизит. А поскольку здесь стараются ярко и весело отмечать все русские праздники, в детском саду скопилось множество предметов старинной утвари, народные костюмы.
«Наша задача - привить детям любовь к родному краю, - рассказывает Вера Щербакова, заведующая детским садом. - И мы хотели сделать воспитание патриотизма у малышей увлекательным и интересным. Так родилась идея создания в детском саду музея, где наши воспитанники, словно в сказке, совершали бы путешествие во времени и оказывались в старинной русской избе, знакомились с крестьянским бытом, предметами обихода, утварью».
Дети с удовольствием посещают музей. Каждый экспонат можно потрогать руками и примерить на себя. Малыши могут походить в лаптях и валенках, повесить на плечи маленькое коромысло с игрушечными вёдрами, ухватом вытащить из печи чугунок.
Идея создания музея вдохновила родителей воспитанников. Мамы и папы, бабушки и дедушки активно пополняют музейный фонд семейными реликвиями.
Воспитатели устраивают для воспитанников посиделки за чаем из самовара с бубликами и другой выпечкой. В музее детки разучивают русские народные песни, читают сказки, заучивают пословицы и поговорки, загадки и считалки.
«Мы создавали музей не ради красоты. Многие экспонаты - это шедевры народного рукоделия русских мастериц. К сожалению, сейчас немногие девушки и женщины шьют, вяжут, вышивают. Так трогательно, когда ребёнок первый раз в жизни берёт в ладошку клубок нитей. Очень может быть, что с этого первого знакомства с ремёслами у них возникнет желание научиться творить красоту из нитей, ткани, глины своими руками», - подчеркнула заведующая детским садом.
Проект «Русская изба» не раз становился победителем и призёром региональных конкурсов, выигрывал гранты. Средства направлялись на пополнение фондов и развитие музея. Так, недавно у детского сада появилась экспозиция под открытым небом. В планах - сделать небольшой водоём, рядом с которым будет крутить лопастями мельница, а «интерьер» двора дополнит настоящая телега. Проект «Русская изба» новоаннинские педагоги представляли на различных педагогических форумах. После презентации коллеги из Волгоградской области и соседних регионов просили поделиться опытом организации музея в детском саду. Секрета из своего проекта новоаннинцы не делают. Они, напротив, широко рекламируют свой опыт. И будут рады, если кто-то решит последовать их примеру. Потому что в игровой форме в окружении старинных предметов наши дети, увлечённые «покемонами» и «лунтиками», не только познают историю родного края, но и получают первую «прививку» любви и уважения к богатому национальному наследию.
В колониальном стиле
Самым статусным из этнографических культурных объектов региона является музей-заповедник «Старая Сарепта» в Волгограде.
Он включён в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Возрождение былого величия немецкой колонии религиозного братства гернгутеров началось в 80-х годах прошлого столетия. К тому времени от процветающей колонии «Сарепта» остались 26 зданий. Да и те нуждались в реконструкции.
Воссоздание музея-заповедника началось не с получения статуса, а с длительных походов и многочисленных обращений во все инстанции волгоградских краеведов, которые внимательно изучали историю зарождения и расцвета «Сарепты».
В исторических архивах сохранилось множество описаний истории религиозной общины. Известно, что с высочайшего повеления императрицы Екатерины II в 1765 году в 30 километрах от Царицына в устье реки Сарпы на участке выжженной солнцем земли поселились первые колонисты. Государыня пообещала колонистам льготы и привилегии.
Первыми в Россию прибыли пять мужчин-колонистов, которые выстроили временное жильё, чтобы перезимовать. Через три года в колонии проживало уже более 200 человек. За короткое время немецкие колонисты превратили безжизненную пустошь в райский уголок. Здесь размещались портняжные, сапожные, столярные, плотницкие, ткацкие мастерские. Успешно работали горшечные цеха и пекарня. Трудились колонисты и на свечном и кожевенном заводах, в красильном цехе и других производствах. Они развивали сельское хозяйство, прокладывали системы орошения. Помимо зерновых культур, сарептяне сажали виноград и плодовые деревья.
Особое внимание гернгутеры уделяли благоустройству и комфорту своего жилья. Они первыми в Царицынском уезде проложили водопровод от Екатерининского источника.
Большая заслуга немецких колонистов - в зарождении российского горчичного производства. В императорском дворце оценили горчицу из Сарепты. И скоро она вытеснила из России английскую, которая до этого главенствовала на русских столах.
Сегодня в зданиях музея размещены многочисленные экспозиции, рассказывающие о жизни немецких колонистов, которые воссозданы с такой тщательностью, что возникает иллюзия, что ты попадаешь в давно канувшую в Лету эпоху.
Как рассказала Алла Папченко, пресс-секретарь музея-заповедника, большим интересом у гостей «Старой Сарепты» пользуются театрализованные программы «Один день в XIX веке», когда история «оживает». Вас встречает сарептянка в костюме той эпохи, рассказывает и угощает традиционными блюдами, каждый гость может попробовать свои силы в производстве горчичного масла, ознакомиться с работой аптекаря Сарепты. Несколько часов вы проживаете жизнью колонистов и попутно узнаёте массу информации об истории гернгутеров. Также здесь проводятся увлекательные и познавательные квесты для детей и взрослых; кулинарные мастер-классы по приготовлению национальных блюд и другие яркие мероприятия.
Музей-заповедник - это ещё и научно-исследовательский, а также методический центр Волгограда. Здесь проводятся межрегиональные научно-практические конференции, «круглые столы» и семинары по вопросам сохранения исторического наследия, межконфессиональным и межнациональным отношениям. В музее-заповеднике, как пример добрососедства, успешно работают немецкий, русский и калмыцкий центры культур.
Материал подготовлен в рамках проекта «Добрые соседи»