Примерное время чтения: 10 минут
522

Смешение виртуального и реального. Эксперт о том, что ждет музеи в будущем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Нижнее Поволжье №22 30/05/2018
Будущее музейного дела за переплетением реального и виртуального.
Будущее музейного дела за переплетением реального и виртуального. / Олеся Ходунова / АиФ

С высоты второго, административного, этажа интерактивный музей «Россия - Моя история» совсем не похож на привычный музей: сложносочинённый лабиринт помещений и конструкций с современным мультимедийным оборудованием, где всё светится и двигается. С момента открытия в октябре 2017 года исторический парк посетило свыше 100 000 человек.

Чем сейчас живет мультимедийный комплекс? Каким будет музей XXI века? И что получится, если в торговые центры попадут картины, а в музеи - театры? На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ»-НП» ответил директор исторического парка «Россия - Моя история» Сергей Мордвинов.

Вместо экспонатов - сюжеты

Наталия Гладкая, «АиФ - Нижнее Поволжье»: Как правильно: «интерактивный музей» или «парк»?

Сергей Мордвинов: Правильный термин «исторический парк». Интерактивный музей - это понятие спорное и в нашем случае противоречивое. Любой музей предполагает наличие экспонатов, даже если он интерактивный. А наши экспонаты - это исторические сюжеты.

Сейчас актуальна тенденция, при которой классические музеи, где существуют музейные фонды, то есть материальные экспонаты, открывают виртуальные экспозиции. Так, недавно в музее ИЗО им. Машкова открылся виртуальный филиал Русского музея.

Досье
Сергей Мордвинов. Родился в 1976 году в Башкирии. Закончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Работал заместителем директора в Музее-заповеднике «Сталинградская битва». Кандидат исторических наук. С июля 2017 года - директор интерактивного музея «Россия - Моя история».

Эта тенденция связана с тем, что перевозка, страховка, условия безопасности, хранения и экспонирования делают выставки с музейными предметами очень дорогостоящими. Легче, дешевле и быстрее виртуально представить экспонат, чем вывезти его за пределы музея.

- Но ведь это не даёт полного погружения в красоту…

- Но такова тенденция. Государство ставит задачи познакомить с музейными фондами как можно большее число людей, поэтому число виртуальных музеев будет расти. Это, кстати, хороший выход и для музеев в глубинке, чьи посетители таким образом получат доступ к сокровищам мировой культуры.

Виртуальное и реальное

- А что нового появится в ближайшее время в вашем парке?

- Мы не зависим от витрин, от экспонатов, поэтому у нас будут появляться новые мультимедийные выставки. Четыре наши выставки, которые охватывают весь период истории России, - это только начало. Возникают новые идеи, а за ними и новые выставки. Например, мультимедийная выставка «Имена из солдатских медальонов», которая рассказывает о бойцах и командирах Красной армии, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны и найденных поисковиками в наше время. Историю каждого защитника Отечества можно узнать, коснувшись рукой его изображения.

- А как традиционные музейщики, где есть витрины и ничего трогать руками нельзя, к вам относятся?

- Не все восприняли наше появление как праздник. Но большинство понимает, что такова тенденция развития музейного дела. Это будущее.

- А каким вы видите музей XXI века?

- Будущее в смешении виртуального и реального. Предмет как таковой, реальный, интересен людям. Причём речь не обязательно о каком-то редком экспонате из музейных фондов. Это может быть интересная вещь, которую можно потрогать, пощупать, но вокруг неё строится некая история, некий сюжет. И, кстати, такой опыт уже присутствует в некоторых исторических парках «Россия - Моя история».

Инсталляции, макеты, подлинные вещи эпохи и стилизованные предметы, реконструкции, панорамы - всё это должно смешиваться с виртуальным представлением и друг друга гармонично дополнять.

- А я думала, будущее за виртуальной реальностью. Надеваешь очки и видишь вокруг Древнюю Грецию, улочки Царицына…

- Любая виртуальность, мультимедийность рано или поздно приведёт к насыщению. Поэтому будущее между этими направлениями, в их взаимопроникновении. В феврале у нас была выставка, посвящённая поднятому со дна Волги бронекатеру БК-31. Сам корабль стоял на площадке рядом с парком. А внутри экспонировались личные вещи моряков и бойцов Красной армии, элементы снаряжения и оснащения бронекатера. В этом же зале демонстрировалась мультимедийная выставка «Имена из солдатских медальонов», рядом работала квест-комната по сюжету обороны «Дома Павлова». В итоге всё гармонично слилось в проникновенный проект. Вот вам рецепт будущего развития.

У музеев волгоградского региона прекрасные фонды, и они тоже идут по этому пути симбиоза музейного дела и информационных технологий. И музей Машкова, и «Старая Сарепта», и «Сталинградская битва» тоже практикуют такой подход.

Опять же надо понимать, для чего используется цифровой компонент в музейном деле. Если просто поразвлечься, скоротать досуг… то да, виртуальные очки вам в помощь. Но миссия музея не в этом.

- А в чём?

- Это воспитание хорошего вкуса, дополнительное образование и просвещение, вдумчивое знакомство с историей.

Ожившая картина

- В школах мало внимания уделяют истории родного края. Я надеюсь, ваш музей сможет восполнить этот пробел.

- Федеральный контент одинаков для всех регионов, но мы дополняем его сюжетами из региональной истории. Многие знают про Рюрика или князя Владимира. Но у посетителей часто нет вообще никакого представления, что происходило в наших краях до Сталинградской битвы, не говоря об эпохе Древней Руси или времени правления царя Ивана Грозного. Или мало кто знает, что рядом с современным Волгоградом 600 лет назад располагался город Сарай-Берке, бывший в определенный период времени даже столицей Золотой Орды. Мы об этом рассказываем.

Оказалось, что посетителям очень интересны известные уроженцы волгоградского региона. Причём выставка, посвящённая им, не виртуальная и пользовалась популярностью, несмотря на обилие мультимедийных киосков и проекций.

- А как бабушки воспринимают обилие экранов, кнопок?

- Мы боялись, что люди «серебряного поколения» потеряются в обилии шумового и светового давления, но оказалось это не так. Накануне празднования Дня Победы к нам приезжали участники Сталинградской битвы из Подмосковья. С некоторыми формулировками событий, которые они сами пережили, эти люди готовы были поспорить. Но в целом все наши «экспонаты» оказались им понятны и интересны. Это стереотип, что пожилые люди боятся техники!

- Некоторые говорят, что парк несёт пропаганду. Чем бы вы возразили?

- Пропаганду чего или кого? Пропаганду насилия, войны, расовой и национальной ненависти, нелюбви к Родине и её истории? Нет. Мы пытаемся донести идею о том, что мы - великая страна, в чьей истории были победы и поражения, героические и трагические моменты, ошибки и исторические решения, которые в будущем привели к возвышению России и её роли в мире. И всё это в тесной связи с историческими личностями. Наша экспозиция не выходит за рамки утверждённых образовательных программ. Мы стараемся донести историческую информацию максимально интересно и доступно, теми способами, которые близки молодому и не очень поколению. 

- Сейчас много спорят о музейном маркетинге. Есть ли шанс у музеев заработать много денег? Выйти на окупаемость?

- Любой музей несёт в себе большую социальную нагрузку, миссию сохранения культурного наследия, просвещения, поэтому без дотаций никуда. И других примеров нет. Даже большинство частных музеев никогда не смогут выйти на самоокупаемость.

И вообще, если ставить задачу только зарабатывания денег, то это будет уже не музей, а торгово-развлекательный центр. И то, последние уже вовсю используют приёмы, которые им не свойственны. Так, в Нидерландах, в Амстердаме в торговом центре провели костюмированный мини-спектакль с погоней, финальной «сценой» которого явилась ожившая картина Рембрандта «Ночной дозор». Таким флешмобом Государственный музей Амстердама привлекал внимание к своему открытию после реконструкции, а торговый центр - посетителей.

- Да, и в волгоградские ТРК привозят выставки художников, и в музеях спектакли ставят. А такое размытие границ хорошо или плохо?

- Это в любом случае пропаганда хорошего вкуса, красоты, так что это хорошо.

Музей начинается с парковки

- Говорят, что театр начинается с вешалки. А музей?

- Тогда уж с парковки! Не имея возможности нормально припарковать свой автомобиль, посетитель уже входит в музей недовольным, и не дай бог, что-то не так в гардеробе пошло и в кассе, весь негатив выльется на работников музея лично. 

Мы готовим наших администраторов, экскурсоводов, кассиров, охранников быть тактичными, разбираем ситуации, чтобы упредить конфликты. Понятно, что без проколов не бывает, ведь и посетители - люди, и работники парка тоже. Вот когда будут роботы в музеи ходить и экскурсии для них проводить будут тоже роботы, может, тогда всё будет по-другому.

- Привозили в Волгоград в музей ИЗО робота-экскурсовода…

- Да с роботами ещё больше проблем будет. Никогда машина не заменит человека. На текущем этапе развития цивилизации она пасует перед живым общением. Наши посетители могли бы сами пойти кнопки нажимать, но многие предпочитают заказывать экскурсии, значит, они хотят живого человеческого общения.

- А что самое сложное и важное в музейном деле?

- Чтобы посетитель, побывав в музее один раз, захотел прийти снова и привести с собой других.

Топ-5 самых интересных и необычных музеев по версии Сергея Мордвинова

  • Театр-музей Сальвадора Дали в Испании реализует необычный подход: идеи картин воспроизводятся материально в музейных экспозициях.
  • Музей толерантности в Москве. Очень интересный мультимедийный формат по истории еврейского народа с древнейших времен до наших дней.
  • Политехнический музей в Москве, где для посетителей проводятся опыты Николы  Теслы.
  • Государственный Дарвиновский музей в Москве, где очень интересная подача информации о животном и растительном мире.
  • «Парк искусств «Музеон» в Москве - крупнейшее собрание скульптур под открытым небом, в т. ч. тех, что стояли на наших улицах в советский период истории.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах