В Волгоградском музее изобразительных искусств открылась выставка, посвящённая столетию народного художника РСФСР Петра Малкова.
«Он не думал, что выживет»
Пётр Лукич – автор таких знаковых для Волгограда произведений, как мемориальная стена на Доме Павлова (в соавторстве с А. В. Головановым), монумент морякам-североморцам, памятник Саше Филиппову, а также большинства памятников Волжского. Среди них въездной знак «Волжский», обелиск Комсомольской славы, памятники Ф. Г. Логинову, Я. М. Свердлову, Д. М. Карбышеву, А. С. Пушкину, Г. К. Жукову и другие.
– Отец был монументалистом по призванию, создавал произведения, которые стоят на площадях, «общаются» с массой народа, – сказала на открытии выставки дочь художника, кандидат искусствоведения, заместитель директора музея Ольга Малкова. – Это особый талант: обобщать, убирать лишнее, видеть суть явлений, суть человека.
В Сталинград Пётр Малков приехал в 1959-м в возрасте 35 лет после окончания Ленинградского художественного училища им. В. И. Мухиной. Вся его творческая деятельность была связана с нашими краями. Он сыграл большую роль в формировании местной организации художников, много лет преподавал в Волгоградском инженерно-строительном институте.
Мемориальная экспозиция открывает ещё одну грань таланта Малкова. В собрании ВМИИ находятся двенадцать станковых произведений мастера, семь из них представлены ныне зрителям. Произведения выполнены из мрамора, гранита, бронзы, порфира, меди. Каждый материал несёт свою философию, которую понимал, тонко чувствовал скульптор.
Особое место в творчестве фронтовика Малкова занимала тема войны.
– В 1941 году отец окончил школу, – рассказывает Ольга Петровна. – На фронте он был связистом, встретил Победу в Праге. Ему было двадцать лет. Он не думал, что выживет, и всю последующую жизнь (а прожил он почти 90 лет) воспринимал как подарок.
В работы, посвящённые войне, мастер вкладывал собственные фронтовые переживания. В центре его образных поисков – человек героический, преодолевающий. Представленная на выставке композиция «Подвиг» родилась из размышлений над образом Михаила Паникахи и приобрела более обобщенный смысл – горения, служения, самоотдачи.
Креатив на высоте
Истории создания произведений Малкова необычны. Пример – портретная скульптура Героя Социалистического труда Николая Кухаренко. Бригадир монтажников «Волгоградгидростроя» Кухаренко – личность легендарная: в Волжском его именем названа улица, о нём написаны книги. В Советском Союзе скульпторам поручали ваять Героев Соцтруда. Малков подошёл к «госзаказу», как сейчас бы сказали, креативно.
– Помню, отец рассказывал, что однажды Кухаренко сказал ему: «Пойдём-ка со мной на работу». И они пошли. Залезли по лесам на какую-то неимоверную высоту, и там между небом и землёй Николай Лукьянович стал читать ему стихи. Он был романтиком.
Так родился образ не только рабочего, но творческого человека, полный достоинства и свободы. Советский скульптор вступает здесь в диалог с классическим наследием: мы видим отзвуки образов Микеланджело. Выполненная из бронзы скульптура ярко бликует, создавая ощущение напряжения, огромной энергии, сконцентрированной внутри.
Но не только Герои Соцтруда привлекали внимание мэтра. Прототипом интеллектуального «Молодого рабочего» стал студент медтехникума Сергей, случайно встреченный Малковым в автобусе.
А ещё в экспозиции представлен исполненный ренессансной гармонии портрет девушки – «Сельский архитектор». Моделью стала волгоградская художница Ирина Тур, в момент создания работы – студентка Малкова.
Целебный гранит
А ещё прославленный монументалист любил открывать, изучать свойства новых материалов. Свободно оперируя классическими технологиями, Малков добивался точности выражения сути образа в камне, дереве, металле. Но кроме этого, он экспериментировал с появившимися в ту пору эпоксидными смолами, придумывал, какие компоненты добавить в бетон для прочности.
И всё-таки любимым материалом мастера был гранит – от него, как говорит Ольга Малкина, её отец набирался крепости и здоровья.
Из гранита сделана скульптура Томмазо Кампанеллы, представленная в экспозиции. Философ XVI века, в своём произведении «Город Солнца» размышлявший, как наполнить жизнь людей смыслом, искусством, освободить человечество от дурных мыслей, был одним из любимых исторических персонажей Петра Лукича. Малков мечтал, чтобы памятник Томмазо Кампанелле появился в Волжском, который представлялся ему Городом Солнца.
Выставка Петра Малкова продлится до 22 декабря. (0+)
Прямая речь
Сергей Щербаков, заслуженный художник РФ: «Малков никогда не давил авторитетом»
– Пётр Лукич заботился о преемственности. Именно он способствовал тому, чтобы меня после окончания «Мухи» пригласили работать в Волгоградское отделение Художественного фонда СССР. Когда я приехал в Волжский, поначалу обосновался в его мастерской. Мы вместе работали над памятником воинам-интернационалистам. Он был восприимчивым человеком, никогда не давил своим авторитетом, давал возможность мне, молодому художнику, проявить своё творческое видение. Мы спорили, но всё-таки нашли консенсус, и появился памятник, который ныне стоит в Волжском.