И абсолютно справедливо, считает известная волгоградская художница Ирина Чумичёва, победительница международных конкурсов авторских кукол, член творческого союза Художников России.
Мистика, да и только
Это сейчас производство кукол поставлено на поток. Наши древние предки мастерили их своими руками, вкладывая в каждую частичку души. На протяжении веков этим маленьким творениям приписывались магические свойства, они считались проводниками между миром людей и высшими силами. Куклы помогали людям - служили оберегами от несчастий, хранили семейный очаг и даже «лечили». В то же время вызывали ужас и трепет, поскольку являлись атрибутом обрядов чёрной магии.
В последние годы создание авторских кукол стало модным увлечением. И те, кто этим «заразился», утверждают, что на протяжении создания маленького шедевра происходят необъяснимые явления.
«Сложно угадать, что получится на выходе. Задумываешь одно, а дальше кукла словно сама подсказывает, какой хочет появиться на свет, - признаётся Ирина Чумичёва. - Я занималась иллюстрированием сказок, и меня увлекала детская тематика. Задумала сделать по мотивам произведений эдакого простачка горохового, а в итоге получился принц Горох с надменным выражением лица. Трижды переделывала работу. Но каждый раз всё равно рождался принц. Случается, что кукла «капризничает», отказывается «носить» сшитую для неё одёжку. Словно по-женски считает, что костюм ей не идёт. Приходится, как с почти живым существом, идти на компромисс и подыскивать другие варианты: менять ткань, фасон, порой и причёску переделывать, цвет волос».
Известный фотограф Андрей Семак признаётся, что работать на выставках авторских кукол непросто: «Начинаешь снимать, а модели словно гримасничают. Приходится делать по нескольку кадров. Но бывает, что и это не помогает. Ну не хотят некоторые куклы фотографироваться: то голова срезана, то резкости нет. И никакого рационального объяснения я этому не нахожу».
Сложное искусство
Ирина Чумичёва призналась, что авторской куклой «болеет» с детства: вырезала из картона Маш и Даш, создавала для них из бумаги гардероб. Эти куклы стали потом наглядными пособиями для детей из калмыцкого посёлка, куда они с мужем попали по распределению, окончив Пензенское художественное училище. В Волгограде супруги Чумичёвы 25 лет назад создали студию декоративно-прикладного искусства «Горница». Авторские куклы Чумичёвых экспонировались на международных выставках. Их творения украшают частные коллекции России, Японии, США и других стран.
Те, кто имеют дело с куклами, знают, что они не только диктуют автору свои пожелания, но и сами выбирают нового хозяина. Вот один пример. На выставку-продажу в салоне кукол в Москве зашёл волгоградец Сергей Курников, который, к слову, ничего не собирался покупать, просто рассматривал витрины. Каждая кукла была неповторима. Скользнув взглядом по ряду экспонатов, он заметил, что одна кукольная головка будто бы шевельнулась. Сергей уставился на неё, и в этот момент «шедевр» в буквальном смысле слова упал ему в руки. Он хоть человек и несуеверный, но решил, что это знак судьбы.
«Это очень сложный вид искусства. Тут нужно быть и скульптором, и художником, и дизайнером, и историком, и модельером, и сказочником, и бог знает, кем ещё, - говорит Ирина Чумичёва. - Своим ученикам я всегда говорю: «Творите только с хорошим настроением, светлыми мыслями. Важно, что происходит у вас в душе. Если вы озлоблены на весь мир, ваша негативная энергия «впитается» в куклу. Думайте о прекрасном, и у вас всё будет получаться легко. Куклы будут приносить удовольствие, а не напоминать о грустных страничках вашей жизни».