Примерное время чтения: 5 минут
209

Царицын брала «Единая Россия»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Нижнее Поволжье 05/10/2011

Ученый-историк из Волжского Максим Опалев уверен: новейшая история страны тесно связана с железнодорожными магистралями.

Без дороги жизни нет

Кандидат исторических наук Максим Опалев – знаток истории железнодорожного транспорта. Защитил диссертацию о роли зенитных бронепоездов в Сталинградском сражении. «Хотя я родился в Волжском, моё детство прошло в Архангельской области, в краю тайги, леспромхозов и исправительно-трудовых лагерей, – рассказывает молодой учёный. – В тех суровых местах вся жизнь вертелась вокруг  ведомственной железнодорожной узкоколейки, по которой вывозили лес, а на дрезинах в таёжные посёлки доставляли продовольствие, ресурсы, работников. В 90-е годы узкоколейка пришла в упадок, рельсы на многих участках разобрали и вывезли на металлолом. И буквально сразу же все эти места обезлюдели. Чуть ли не каждый третий посёлок тут же прекратил существование».

«В нашем регионе природно-климатические условия совсем иные, – поясняет Максим Николаевич, – но смотрите, заволжская зона у Эльтона, малая излучина Дона, Цимлянские и Арчединские пески. Все эти места в нашем регионе теперь обезлюдели, никакой инфраструктуры и поселений там нет. Жителей Придонья от Калача и Трёх­островской до Клетской не спасло даже то, что Дон был когда-то заметной судоходной артерией. Дело в том, что сюда не смогли провести железнодорожные ветки, в итоге огромные участки обезлюдели практически полностью». В общем, где железная дорога в России, там и жизнь. Автомагистрали играют в нашей истории и экономике второстепенную роль, – убеждён историк.

Степной БАМ

Вот уже лет сто, как наш край густо опутан сетью железных дорог, но мало кто знает, что их могло быть намного больше, если бы не казусы истории. В пору коллективизации, рассказывает Опалев, через сегодняшний север и запад Волгоградской области хотели было строить стратегически важную магистраль Саратов – Жирновск – Миллерово. Будущую ветку старательно возводили вдоль долины реки Медведицы на протяжении почти четырёх лет – с 1929 по 1932 годы. Но затем стройку резко «заморозили» и вовсе бросили. Никакие тогдашние «энтузиасты и корчагины» не помогли.  У государства не хватило на «степной БАМ» ресурсов. Кое-где по медведицкой пойме, особенно в районе Жирновска, до сих пор сохранились насыпи, виадуки, фермы мостов через водоёмы и заводи.

Ещё один нереализованный транспортный «проект века» относится к Заволжью. В 1942 году на самом высоком уровне было принято решение построить стальную магистраль от озера Эльтон до разъезда Солодовка под Ленинском, резко сократив выход с Урало-Рязанской дороги на Сталинград. Была проведена мобилизация населения, подготовлена техника, ресурсы, но… многообещающая стройка вновь не состоялась. Сталинградская битва благополучно завершилась, а в районе трассы предполагаемой стройки вскоре разместилась «зона отчуждения» полигона Капустин Яр. И тянуть по таким местам магистраль стало делом бесполезным. 

«В пору Сталинградского сражения в рекордные сроки были построены две крупные магистрали, во многом обеспечившие победу Красной армии на Волге, – напоминает историк. – Одна из них – известная «Волжская рокада» Иловля – Петров Вал – Саратов начиналась чуть ли не в 10 км от линии фронта и строилась на глазах у противника, чьи позиции проходили по правому берегу Дона. Тем не менее разбомбить, уничтожить и вообще захватить магистраль враг так и не сумел. В итоге вермахт и его союзники «прошляпили» магистраль, сыгравшую одну из ключевых ролей в подготовке к советскому контрнаступлению». 

По «Единой России» – паровозом

У многих Гражданская вой­на ассоциируется с бронепоездами, лихой конницей и прочими атрибутами маневренной войны. Но мало кто знает, что в 1919 году армия Врангеля захватила красный Царицын при помощи «Единой России» – так назывался легендарный бронепоезд белогвардейцев армии Врангеля. Своё название тяжёлый бронепоезд приобрёл в конце 1918 года. Бронепоезд располагал мощнейшим по тем временам вооружением. Командовали «Единой Россией» опытные офицеры, уцелевшие после «революционной резни» на Черноморском флоте. Бронепоезд брал красный Царицын, дважды штурмовал Армавир, участвовал в наступлении белых на Ставрополь. Красные очень долго ничего не могли поделать с грозной машиной, и только в Восточной Украине «Единую Россию» умудрились протаранить махновцы специально направленным «паровозом-камикадзе». Позже, командование Красной армии предпочло втихаря убрать доставшийся без боя в Новороссийске повреждённый поезд на переплавку. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах