Лаборатория современного театра, организованная выходцем из Ташкента Степаном Николишиным, существует в Волгограде не так давно и держится на чистом энтузиазме своих участников. Однако уже успела обрести множество поклонников и последователей.
Световые спектакли «День художника» и «Звёзды» с успехом идут в киновидеоцентре, кукольном театре и в ТЮЗе. Ритм-сейшны – пластические импровизации под стук жестяных бочек – собирают толпы любопытных в парках и скверах, многие тут же начинают танцевать. В последнее время такие концерты стали спонтанно проходить в разных районах Волгограда уже независимо от проекта Николишина. При этом все попытки лаборатории современного театра как-то легализоваться и поучаствовать в городских мероприятиях наталкиваются на стену непонимания. Чем же современное искусство так привлекает молодёжь? И почему оно отталкивает чиновников? Об этом наш разговор с руководителем лаборатории современного театра Степаном Николишиным.
Волгоград – культурное болото?
– Что же это такое – современный театр?
– Знаете, один чиновник от культуры мне сказал, что современного театра нет, а есть одно непотребство: «Вы же только матом ругаетесь и раздеваетесь на сцене». Сразу видно, что человек ни разу не был на нашем представлении. У нас зачастую и сцены-то нет, никто не раздевается, а представления часто обходятся вообще без слов. Современный театр ушёл очень далеко. В мире набирают популярность водяные и пенные театры, спектакли на ходулях. Есть воздушные и механические театры. Но в местных и областных управлениях культуры сидят консервативные люди. «Вишнёвый сад» они ещё понимают, а то, что выходит за привычные для них рамки, даже смотреть отказываются. Я посылал пригласительные. Говорят: «Нет, привозите спектакль к нам и показывайте бесплатно». Актёр не обязан работать бесплатно у кого-то на дому или в офисе. Мы – свободные художники и работаем для зрителей, а не для чьей-либо администрации. На такую же глухую стену наталкиваются в Волгограде представители любого вида современного искусства. Поэтому все творческие молодые люди, стремящиеся создать что-то оригинальное, уезжают отсюда в Москву или в Питер. Понимают: здесь им творить не дадут. За державу обидно: так Волгоград может потерять своего Сальвадора Дали и даже не заметит этого.
– Воздушные спектакли, театр на ходулях. Где тогда грань, отделяющая театр от цирка?
– Грань действительно тонкая. Мой учитель, актёр и режиссёр Евгений Брим, сейчас работает в Лас-Вегасе, в филиале цирка «Дю Солей». А легендарный клоун Енгибаров – кто он? Только циркач? Я считаю: он актёр, и талантливый, раз люди плакали и переживали сильные эмоции на его представлениях. Классическое определение театра: «Актёр на сцене создаёт не себя». А сейчас актёры порой сидят в зале, играют зрителей. А зрителей вытаскивают на сцену и побуждают участвовать в импровизациях. В современном театре много розыгрышей. Задача спектакля, в отличие от цирка, не просто развлечь, но привести человека к творческому восприятию.
«Песочница» для творцов
– В чем вы видите задачу своей лаборатории?
– Вы просто Макаренко от театра. И как воспитываете?
– По системе Станиславского. Лаборатория создаёт проекты, своего рода «песочницы» для будущих творцов. Первый проект – «Студия мастерства актёра пластического театра», где преподаю я по своим наработкам. Оказалось, пластика тела влияет на пластику ума. Люди, которые приходят к нам, становятся художниками, поэтами, музыкантами. Второй проект – «Ритм-сейшн». Мы приглашаем всех желающих пообщаться без слов. Можно отстукивать ритм на чём угодно: на губах, на гитаре. Порой получается красивая музыка. Задача актёра – пробыть в этом ритме целый час и импровизировать пластику. Люди, застывшие при виде такого зрелища, потом начинают приходить постоянно. Мы общаемся. И когда пьём чай, звучит пожелание «давайте постучим». Мы устраиваем сейшн на дому: стучим по столу, по стульям. Главное – услышать голос сердца, свой ритм. Так голос художника в человеке рождается. У меня задумка сделать ритм-сейшн по он-лайн связи на всю страну: «Ритмичная Россия». Третий проект – «Световые спектакли» – постоянно обновляются. «День художника», который я 23 ноября, будучи на международном кинофестивале «Восток-Запад» в Оренбурге, показал Никите Михалкову, был построен на игре дыма и света. «Звёзды» – фигуры на экране. Хочу сделать световую феерию под звуки органа в ЦКЗ Волгограда. Было приятно, когда кто-то на форуме написал: «Пусть световые спектакли станут визитной карточкой Волгограда».
– Недавно администрация Волгограда объявила о намерении пригласить Жана Мишеля Жара для постановки лазерного шоу на Мамаевом кургане. А вы не хотели бы сделать что-то подобное?
– Если администрация города-героя хочет тратить миллионы на приглашение Жана Мишеля Жара, это её дело. Я могу сделать то же самое дешевле раз в десять. Мой учитель Евгений Брим присылает мне видеозаписи: как делаются те или иные световые эффекты в цирке «Дю Солей». Но Жан Мишель Жар – это бренд, на него люди пойдут. В Волгограде проще отдавать бешеные деньги на приглашение зарубежной звезды, чем дать раскрыться своим талантам, создавать своих звёзд.
Лабиринт для зрителя
– Над каким проектом работаете сейчас?
– «Пластический спектакль». Когда я работал в Ташкенте, во дворе театра Худоятова Евгений Брим создал спектакль-лабиринт. Там были передвижные декорации, по которым шли зрители и смотрели представление.
– О чём мечтаете?
– О создании в Волгограде лаборатории современного искусства. Хочу, чтобы было здание в центре города, куда может прийти художник любого направления, принести свою работу, заинтересовать арт-директора и получить помощь на организацию своей выставки, концерта или спектакля.