В минувшее воскресенье на планете отмечали Всемирный день памяти жертв ДТП. Статистика печальная: за минувший год 1,35 миллиона человек погибло в авариях на дорогах. В России цифра составила более 18 тысяч человек, ещё 215 тысяч получили травмы. Эксперты ООН назвали основные причины аварий на дорогах России – это езда в нетрезвом виде, пользование телефоном за рулём и низкий уровень знаний о поведении на дороге.
Как в Волгоградской области ведётся работа по профилактике ДТП, можно ли свести смертность на дорогах к нулю и чего в первую очередь не хватает волгоградским водителям, «АиФ»-НП» рассказал начальник УГИБДД МВД России по Волгоградской области полковник полиции Николай Яньшин.
Камеры «успокоили»
– Николай Николаевич, статистика аварийности за 10 месяцев этого года выглядит удручающе: рост на 5-9% по всем показателям. В чём причина?
– Рост числа ДТП в значительной степени был обусловлен сезонной интенсивностью движения по дорогам федерального значения. Многие добирались к местам летнего отдыха и обратно. Возрос и поток сельхозгрузов. В первую очередь ДТП происходили из-за выезда на полосу встречного движения, а также из-за опасного маневрирования. Главная причина всех аварий – нарушение правил дорожного движения.
– Камеры помогают снизить число ДТП?
– Статистика показывает, что в Волгограде, где камер довольно много (145 стационарных и 7 передвижных комплексов), рост количества ДТП совсем небольшой, по погибшим – минус, по раненым – минус. В то время как в Волжском, где камер значительно меньше, наблюдается рост по всем показателям. Если же говорить о муниципальных районах, то там вообще беда.
– Кто должен отвечать за установку камер на региональных дорогах?
– За установку камер на дороге отвечают владельцы дорог, на региональных трассах – администрация Волгоградской области. Камеры устанавливаются с учётом прежде всего анализа аварийности – в опасных местах, а также в так называемых предаварийных зонах. Решение принимают после изучения причин возникновения ДТП, их видов, а также прочих условий дорожного движения.
Сегодня уже идёт речь о том, что одним из критериев оценки качества работы муниципалитетов может стать уровень обеспечения безопасности на дорогах. В том числе и путём установки камер видеофиксации, так как основная причина ДТП на сегодняшний день – это превышение скорости.
Шанс выжить
– Самый обсуждаемый на сегодня вопрос – снижение «ненаказуемого порога» за превышение скорости с 20 до 10 км/ч.
– Хотелось бы, чтобы все поняли: ограничение скорости до 60 км/ч в городах и поселениях – это не желание вредных гаишников. Эта скорость рассчитана специалистами – она даёт максимальные шансы на то, чтобы сохранить жизнь человека в ДТП. Это общемировая норма. Превышение скорости даже на 10 км/ч увеличивает возможность летального исхода при столкновении до 90%.
– Много вопросов и о так называемых треногах, то есть о передвижных камерах видеофиксации.
– Если вы о законности их установки на 3-й Продольной в Волгограде, то даже самые отъявленные активисты после рейда признали, что всё законно и по правилам. А к тем, кто ратует за увеличение там скоростного режима, у меня вопрос: они готовы ответить за последствия? Может быть, позволить специалистам решать такие вопросы, где нужно оценивать ситуацию не субъективно, а комплексно?
– Ещё вопрос про то, чтобы места размещения таких камер были обозначены для автомобилистов.
– Если человек едет по дороге, не нарушая правил и соблюдая скоростной режим, ему не все ли равно, есть там камера или нет? А если автомобилист хочет знать заранее, где камера, значит, он изначально стремится нарушить заданный скоростной режим. И каких прав он требует в таком случае?
– Много вопросов касается дорожного хозяйства – светофоров, знаков, пешеходных переходов.
– Эти вопросы не совсем в нашей компетенции. Есть такое понятие, как «владение дорогами», муниципальное, региональное, федеральное. За всё, что на этих дорогах происходит, отвечает владелец. Мы можем выписать предписание, если видим, что дорожная ситуация или установленный знак приводят к авариям. В нашей службе существует отдел дорожного надзора, сотрудники которого следят за ситуацией ежедневно в режиме реального времени, в том числе с учётом мест ДТП.
Больное место
– Одно из самых проблемных мест в Волгограде – это пересечение проспекта Ленина и улицы Комсомольской. Что там происходит со светофором?
– Очень сложный перекрёсток. Дорожная сеть города сформирована давно – её историческое и географическое расположение таково, что есть две магистрали и очень небольшое количество мест их соединения. И эти места являются самыми сложными в городе. Там сопряжено много потоков; чтобы их развести, работа светофоров выверена до секунды. А для того, чтобы водители лучше видели светофоры, их сделали на выносных мачтах.
– Не сильно помогло – там по-прежнему много ДТП…
– Сейчас ведётся работа по изменению режимов светофоров. Эта работа заключается в расчётах и моделировании транспортных потоков. Возможно, придётся использовать режим, который минимизирует вероятность ДТП, но уменьшит пропускную способность перекрёстка.
– Ещё несколько вопросов касалось внедрения системы «умных светофоров» и «зелёной волны».
– Система «умных светофоров» работает – она очень хорошо показала себя во время ЧМ-2018, а вот с «зелёной волной» сложнее. По той же причине географического и исторического расположения нашего города. Когда поток упирается в перекрёсток на точке сопряжения двух основных магистралей, то приоритетность движения нарушается, и вся система сбивается.
О конфликте интересов
– По поводу общественного транспорта, нет ли у ГИБДД желания продлить выделенную полосу на всём протяжении 1-й Продольной?
– Мы двумя руками «за» и внесли такое предложение, но решение за владельцем дороги. Думаю, что это перспектива недалёкого будущего, но для того, чтобы её осуществить, нужно решить множество технологических проблем. Связано это опять же с исторически сложившейся структурой города и конфликтом интересов между общественностью и коммерческими структурами. Кроме того, и к самим владельцам маршрутов много вопросов: к примеру, что делают автобусы или маршрутки в средней полосе, когда для них есть специально выделенная?
– Многие читатели жалуются, что по ряду улиц невозможно проехать из-за автомобилей, стоящих вдоль обочин, – около стадиона «Динамо», на Коммунистической в районе вокзала. Люди за активизацию работы эвакуаторов.
– Мы много работаем по этой проблеме, но одними эвакуаторами её не решить. Эвакуация занимает много времени и отвлекает большое количество личного состава, поэтому нам хотелось бы помощи в решении этого вопроса как от граждан, так и от властей. Почему не обязать владельцев торговых центров, стадионов и других объектов создавать для посетителей парковки? И делать их бесплатными – в отличие, к примеру, от Ворошиловского ТЦ, у которого вроде бы есть парковка, но она платная, поэтому пустует. Зато все улицы рядом заставлены автомобилями в три ряда – тут никаких эвакуаторов не хватит. Почему в соседних городах такие парковки на 30-40 минут бесплатные, а у нас это становится проблемой?
Про момент опасности
– Один из наших читателей столкнулся с таким понятием, как «момент опасности на дороге». Что это такое?
– Это понятие из Уголовно-процессуального кодекса, которое многие не знают. «Моментом опасности» на дороге являются ребёнок, пожилой или пьяный человек, так как они могут повести себя непредсказуемо, и предусмотреть это невозможно. Не допустить трагедии можно только при условии внимания к другому человеку. Если думать не только о себе, то смертность на дорогах можно свести к нулю.
Взаимоуважение и вежливость – вот чего не хватает в жизни и на дороге. И это то, к чему мы сейчас идём. Продолжаем менять структуру работы, приоритетом для нас становится профилактика безопасности движения. Объясняем людям важность правильного поведения на дороге, при этом стараемся охватить всё население, включая детей, подростков. С 2011 года служба ГИБДД перестала быть надзорно-наказательной. В скором времени мы от этого направления откажемся полностью.