Волгоград, 10 мая – АиФ-Волгоград. 6232 километра за 15 дней. Для Филеаса Фогга, обогнувшего Землю за 80 дней, пожалуй, в этом не было бы ничего удивительного. Этой весной в Волгоград прибыл уже не первый автопробег. Но особенность маршрута «Победа – одна на всех» в том, что через все 12 городов-героев плюс крепость-герой Брест автомобилисты проехали на раритетных машинах «ГАЗ М-20», в народе больше известных под именем «Победа».
– Автопробег позволил понять, что люди в разделенных государствах не поменялись, – говорит автор проект Константин Репин. – Люди на Украине, в Белоруссии, России думают одинаково. Самые сложные участки пути мы выдерживали за счет благодарности принимавших нас. В Киеве ветеран Эмилия Иванченко почему-то подумала, что мы из Волгограда, который она очень любит. Она испекла кулич и сшила рушник, чтобы мы передали совету ветеранов здесь. Так мы и поступили.
24 апреля колонна из 6 «Побед» и одного «ГАЗ М-72» стартовала в Мурманске. В ночь с 8 на 9 мая автомобили прибыли в Волгоград. За рулем сидели северяне: хозяева ретромашин были из поселка Федоровский, Ханты-Мансийска, Мурманска, Тюмени, Нягани и Екатеринбурга. По пути ветераны из городов-героев давали им наказы. Из Мурманска отправили гильзы, которые поручили вручить ветеранам в других городах. А в киевском музее ВОВ дали свою гильзу – от снаряда орудия с катера «Смоленск». Участники автопробега взяли землю с мест боев в каждом пункте своего пребывания. В День Победы в священный сосуд добавили почву с Мамаева кургана.
– Все автомобили нуждались в техническом сопровождении. Например, в Туле мы полночи ремонтировали, – рассказывает технический директор пробега Вячеслав Басков. – Все время нужен был контроль. Все должны были самостоятельно доехать. Только один раз у нас какой-то отрезок пути одна «Победа» проехала на автовозе, потому что мы не укладывались в график. Ну и на заправках были сложности: везде искали 76-й бензин, набирали его в канистры про запас.
Вместе с техниками состав автопробега насчитывал 35 человек. Машины все от 1949 до 1957 года выпуска, поэтому уход «старушкам» требовался регулярный. Как пошутил один из участников, чтобы без проблем доехать, хорошо бы взять с собой штук 15 карбюраторов и столько же бензопроводов. Тогда их можно было бы оперативно менять. Но человечное отношение, с которым столкнулись автомобилисты, помогало преодолевать все трудности. Так, в некоторых городах люди предоставляли свои гаражи и запчасти для ремонта.
– Дмитрий Медведев тоже обладатель «Победы». Обратились к нему с просьбой о помощи. И он помог административно, – отметил Константин Репин. – В ГИБДД нас контролировали, встречали органы по работе с молодежью. Победа – она ведь одна на всех.