Заходишь в продовольственный магазин в Волгограде, Волжском или Палласовке и сразу теряешь представление, где живёшь. Прилавки забиты какой угодно продукцией, только не местной. Колбасы из Камышина и сыр из Елани лишь подчёркивают скудость ассортимента родных полей и ферм. Поэтому прошедший в регионе форум, посвящённый нашим товаропроизводителям, вызвал живой отклик у волгоградских сельчан .
Фермерство по-семейному
Правда, среди трёх десятков предприятий, представивших возможности нашей области накормить саму себя, преобладал крупняк типа «Городищенских колбас», Калачёвского хлебозавода, «Горной поляны» и «Конфила». Губернатор Анатолий Бровко напомнил на этой выставке, что местные производители способны удовлетворить значительную часть потребности населения в продуктах. При этом подчеркнул важность предприятий современного значения, которые надо развивать.
Ещё раньше обозначили главную цель: область должна обеспечивать себя продовольствием на 70 процентов. А для этого мало опираться на ведущие предприятия – придётся поддерживать мелкого производителя, который и даёт большую часть закуски.
Кажется, и в эту сторону сделаны реальные шаги. После нескольких месяцев конкурсного отбора комитет по сельскому хозяйству и продовольствию наконец-то определился с теми, кому окажут поддержку в создании семейных молочных ферм. Счастливчиков пять, три из Среднеахтубинского района и два – из Николаевского. Стоит современный коровник девять миллионов рублей, 4,8 миллиона каждому дотируют из бюджета.
Напичканная новой техникой мини-ферма на 25 голов быстро окупается и со временем зальёт молоком всю округу. Правда, сами владельцы крестьянско-фермерских хозяйств, на которых обрушилась эта благодать, сильного восторга не выказывают.
– За один проект надо заплатить миллион рублей, хотя у меня высшее образование и я сам могу всё рассчитать, – говорит «семейный» фермер Николай Яродайкин из среднеахтубинской Рахинки. Ещё больше нервничать заставляет бесценок, который скупщики предлагают за баранину:
– За килограмм дают 115–120 рублей, а на рынке она в два раза дороже. Поэтому должна быть кооперация. Есть ещё облпотребсоюз, но он этим не занимается.
Водятся у Яродайкина и свиньи, при нормальной цене их тоже начали бы резать. А пока за мясо дают на треть меньше того, чего оно стоит, пусть хрюшки парятся в сараях. Николай Александрович недавно был в Германии и смотрел, как там идут закупки. 70 процентов продукции оплачивают вперёд, поэтому у фермеров есть возможность брать банковские кредиты под минимальные проценты и развивать хозяйство.
– А у нас банки селян просто грабят, – заканчивает Яродайкин.
Без Австралии
Те же проблемы у фермера Александра Соловьёва из Верхнего Погромного Среднеахтубинского района. Он тоже не очень весел, хоть и выиграл конкурс на семейную ферму:
– Хорошо будет, когда её построим. А пока с проектом проблемы. Проектные организации увидели казённые деньги и хотят содрать три шкуры.
Он был в Тамбовской области, где эти фермы уже работают. Там за типовой проект взяли 300 тысяч, а в нашем регионе лишь за его адаптацию к местности требуют полмиллиона.
– Деньги бюджетные, а мне жалко. Лучше на них проведу к ферме электричество, газ и воду, – возмущается Соловьёв.
А вообще он смотрит шире. Если область хочет увеличить производство сельхозпродукции, нужно быстрее строить заводы по переработке овощей, терминалы и хранилища. Летом с этим определились, назвали адреса строительства. В том числе и Среднеахтубинский район с его будущим консервным заводом. Под него уже и землю отвели, а дело почему-то не движется.
– Кто-то говорит, что у нас нерентабельно делать томатную пасту, – удивляется Соловьёв. – В Великом Новгороде, куда помидоры возят за полторы тысячи километров, выгодно, а у нас, где их половина пропадет – нет!
Распалившись подсчётами, Соловьёв говорит и о рентабельности овцеводства. Как и Яродайкин, он разводит баранов, а толку – шиш. Вспоминает, как в советские времена овца окупалась шерстью, а прибыль давало её мясо. Сейчас шесть не востребована, по пять рублей за кило никто не берёт. Александр Викторович уверен, что нужно либо наладить её заготовки, либо давать нормальные дотации. А не сто рублей на голову, как сейчас. Хвалит областные власти: ввели трёхрублёвую дотацию на литр сданного молока – и на переработку выросли очереди. Ещё важнее, что запретили к ввозу сухое молоко из Китая. Фермер считает, что грамотно поддержать нужно и овцеводство:
– Иначе так и будут возить баранину и кенгурятину из Австралии.
Ему совсем не нравится, что мясо кенгуру у нас дёшево продают под видом свинины. Ведь в степях Заволжья всю жизнь паслись несметные стада овец, а пастбищ меньше не стало. Здесь и надо поставить заслон заморскому мясу.