В регионе реализуются проекты по переработке сельхозпродукции.
В современном агробизнесе большое значение имеют не только производство, сбор и организация хранения сельскохозяйственного сырья, но и эффективные технологии переработки и выпуска готовой продукции. Именно по уровню перерабатывающих производств часто судят о степени развития агропромышленного комплекса. В Волгоградской области есть свои признанные лидеры в этой отрасли.
Сыр made in Елань
Один из примеров успешного развития перерабатывающего производства - ООО «Еланский маслосыркомбинат». Кроме сыра полутвёрдых сортов, в Елани теперь выпускают высококачественную цельномолочную продукцию. Всего маслосыркомбинат перерабатывает сегодня до 450 тонн молока в сутки. Выпускается шестнадцать сортов полутвёрдых сыров, около 20 тонн масла, до 20 видов цельномолочной продукции. В планах у комбината - начать выпуск ещё десяти видов сыра и перерабатывать до 500 тонн молока в сутки. На протяжении последних пяти лет по объёму выпускаемой продукции Еланский маслосыркомбинат входит в семёрку крупнейших сыродельных компаний России. Сырьевая зона комбината охватывает пять областей - Волгоградскую, Ростовскую, Саратовскую, Пензенскую и Воронежскую. В 2015 году на предприятии произошло значимое событие - усилиями инвесторов введены в эксплуатацию новые производственные мощности. Два месяца назад, в конце октября, на комбинате торжественно открылся производственный цех по фасовке и нарезке сыров, заработала дополнительная производственная линия по упаковке цельномолочной продукции. И в этот же день была пущена новая котельная маслосыркомбината. Ввод в эксплуатацию новой котельной, стоимость которой составила более 40 млн руб., позволит предприятию добиться заметной экономии энергоресурсов. Развитие предприятия происходит планомерно и поэтапно все последние годы. Начиная с 2006 года, когда на предприятие в Елани пришёл солидный инвестор - компания «Фудлэнд», на комбинате не прекращаются работы по реконструкции и модернизации. В развитие производства за неполные десять лет на Еланском МСК вложено около 1 млрд руб. Помимо ежегодного роста налоговых отчислений в местный бюджет и численности рабочих мест происходит поэтапное увеличение объёмов выпускаемой продукции. Если в 2013 году сыровары из Елани сварили 8 тыс. тонн сыра, в прошлом году - 10 тыс. тонн, то по итогам 2015 года данный показатель будет ещё выше.
По всей стране
Не первый год продукция Еланского МСК реализуется во всех федеральных торговых сетях, её приобретают во многих регионах России - от Калининграда до Дальнего Востока. Запущенное на предприятии оборудование позволяет максимально автоматизировать процессы упаковки. В частности, новая линия по фасовке цельномолочной продукции в упаковку «Пюрпак» позволяет надёжно сохранять качество любых продуктов и увеличивать сроки хранения без применения консервантов. При этом сам процесс упаковки происходит в закрытой камере, где автоматизированная система даёт возможность поддерживать высокий уровень гигиены, обеспечить высокие требования по безопасности производимых продуктов, увеличить сроки хранения. Самым современным стандартам упаковки отвечает и работающая линия нарезки и упаковки сыров в плёнку. В такой упаковке нарезанные ломтики сыра находятся в среде инертных газов, что даёт возможность сохранять продукт свежим в течение нескольких месяцев. Открытие нового цеха позволит упаковывать до 1350 кг сыра в час.
«Сегодня отечественный рынок постепенно заполняется продукцией наших российских производителей, - отмечает Александр Беляев, первый вице-губернатор Волгоградской области. - Проведённая на Еланском маслосыркомбинате модернизация позволила не только расширить ассортимент продукции, создать дополнительные рабочие места, но и значительно увеличить объём переработки молока». По словам первого вице-губернатора, сегодня еланцы успешно решают важнейшие государственные задачи по импортозамещению, повышению качества и объёма выпускаемой продукции. Сегодня на предприятии трудятся более 600 сотрудников, при этом недавний запуск новых мощностей позволил увеличить количество работников на 55 человек. «Можно лишь гордиться трудовым коллективом Еланского маслосыркомбината, - отмечает Андрей Дахнович, директор по развитию ООО «Компания Фудлэнд». - При монтаже нового оборудования монтажники, инженеры, электрики и сварщики наших сыродельных комбинатов выполняли намного больший объём работы, причём делали это быстрее и ничем не хуже, чем приглашённые иностранные специалисты. Без труда и инициативы сотрудников местных предприятий мы не достигли бы таких показателей».
«Наша продукция неоднократно отмечалась наградами и дипломами на агропромышленных выставках «Зелёная неделя» в Берлине и «Золотая осень» в Москве», - говорит Наталья Согласнова, директор предприятия. - В самой Елани продукцию маслосыркомбината охотно закупают бюджетные учреждения - детсады, школы, больницы».
Волгоградские овощи - на стол каждому!
Другой пример успешного развития перерабатывающего производства - волгоградское предприятие «СарептаПомидорПром». Предприятие-предшественник было основано как мануфактура «Сарепта» немецкими колонистами в 1765 году - теми самыми, что приглашены в Россию императрицей Екатериной II. Завод «Сарепта» до 1917 года являлся лидирующим производителем солений и растительного масла в стране, имел статус поставщика императорского двора России. В годы индустриализации в СССР на месте «Сарепты» был построен один из первых советских консервных заводов - томатно- консервный. Сегодня холдинг «ПомидорПром» - вертикально интегрированная агрокорпорация, охватывающая все стадии производства: от выращивания овощей до производства готовой консервированной продукции и её реализации. Продукция хорошо известна потребителю под торговой маркой «Огородников». Холдинг производит широкий ассортимент плодоовощной, грибной и фруктовой продукции. Это маринады и овощная икра, зелёный горошек и консервированная кукуруза, приправы и салатное масло, соусы и многое другое. В частности компания выпускает томатную пасту, кетчуп, овощные консервы и по разным ассортиментным позициям занимает до 15% российского рынка консервированных овощей.
«Российские переработчики стремятся к тому, чтобы заводы находились в различных сырьевых зонах. Это необходимо для минимизации сезонных и климатических рисков. Так, волгоградский завод в первую очередь нацелен на консервацию томатов и баклажанов», - поясняет Вячеслав Резанцев, гендиректор холдинга.
В комитете сельского хозяйства администрации Волгоградской области убеждены: потенциал для развития перерабатывающей промышленности в регионе достаточно велик. «На территории области ведут деятельность более 630 субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную переработку. Выпуск этой продукции за 11 месяцев 2015 года составил 67,3 млрд рублей в фактически действующих ценах, что на 10,5% выше, чем за аналогичный период 2014 года», - рассказал Василий ИВАНОВ, председатель комитета сельского хозяйства Волгоградской области. По словам главы ведомства, на сегодняшний день в области действуют пять крупных и около двадцати средних и мелких предприятий, осуществляющих переработку плодоовощной продукции. Суммарная мощность переработки составляет 315 тыс. тонн в год. При этом до 2020 года планируется увеличение мощностей по переработке плодоовощной продукции до 350 тыс. тонн в год. В настоящее время мощность хранилищ составляет 162,6 тыс. тонн, к 2020 году её планируют увеличить до 350 тыс. тонн. Администрацией Волгоградской области с представителями девяти сетевых розничных компаний - ООО «Радеж», ООО «МАН», ООО «Тамерлан» сеть магазинов «Покупочка», ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»), ООО «Лента», ЗАО ТД «Перекрёсток», ООО «АШАН», ООО «О’КЕЙ», ООО «МЕТРО Кэш Энд Керри» заключены долговременные соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Документ предусматривает увеличение доли местных товаров в ассортименте торговых сетевых компаний.
«В настоящее время доля продуктов питания, произведённых на территории Волгоградской области, в ассортиментной матрице сети розничных сетевых компаний составляет более 60 процентов, - отмечают в областном комитете сельского хозяйства. - Профильные комитеты региона продолжают работу по продвижению продукции местных товаропроизводителей в сетевые и розничные компании с целью увеличения до 70 процентов доли местной продукции в ассортиментном перечне».
Публикация подготовлена в рамках проекта «Сельское хозяйство: грани развития»