В эту субботу Татьяна Бардина собирала мужа в Москву. Продавать выращенные помидоры. Только радости не испытывала - при плохом урожае и цены стали смешными. Тут не до заработков! Закрыть бы дыры в семейном бюджете.
Без кредита
Весенние дожди радовали селян, только не тех, кто выращивает помидоры. Влага только портит плёнку парника. Да и холодно было. Всхожесть семян оказалась 60 процентов, поэтому с рассадой Бардиным тоже не повезло. Как и всем в Верхнем Погромном Среднеахтубинского района.
– Когда начали сажать в открытый грунт, пошли ливни, – вспоминает Татьяна. – Рассаду заполоскало, поломало ветром.
Потом без всякого перехода стукнула жара, рассада и в себя прийти не успела.
Против пекла у людей только полив. Хорошо, у Бардиных уже третий год капельное орошение, а другие только шлангами спасаются. Их раскинешь – а на следующий день уже сухо и местная глина пошла трещинами. Плоды тоже лопаются, бока обгорают на солнце – кто возьмёт с белыми пятнами? Без разницы только клещу, который каждый год губит урожай. Вдобавок этим летом обнаглела совка. Для несведущих горожан просто бабочка, а для помидорников – страшный вредитель. А удобрения и химикаты дорожают со страшной силой.
– Кредит никто, естественно, не даст, – продолжает размышлять Татьяна. – Разрешают брать только крупным фермерам, и то побегай ещё по банкам. А для нас в потребительских кооперативах ссуды дают под пять-десять процентов в месяц, но их брать невыгодно. Возьмут 30 тысяч рублей – за сезон набежит ещё 20. Четвёртая часть урожая. Остаётся завидовать фермерам, которые по особой программе могут брать кредиты под четыре процента.
Горючее тоже дорого, но урожай приходится вывозить самим – перекупщики не желают мелочиться. Ещё пять лет назад те ездили по дворам и собирали томаты по пять рублей за килограмм. Затем спекулянты наловчились брать всё сразу – помидоры, перец, баклажаны и даже абрикосы – на оптовом рынке в Волгограде. Бардины сунулись на этот Жигулёвский оптовый рынок: места для них не нашлось, и всё отдали за бесценок.
– Хотя есть закон, чтобы сельхозпроизводителям предоставляли на рынке 40 процентов торговых мест, – напоминает Татьяна. – Перекупщики с Кавказа поставили машины, не подъедешь.
Турция рядом
Большими конкурентами стали и китайцы в Николаевском районе. В Верхнем Погромном утверждают, что они пользуются запрещёнными химикатами, которые у нас в стране не продают. Поэтому у них большого отхода нет, не то что у наших фермеров, которые потеряли 50 процентов помидоров. Выше урожай – ниже цена, потому у китайцев сейчас помидоры по 8 рублей, наши пытаются сдать по 10–13.
На руку иностранцам даже отечественные нормы удобрений и химикатов. Бардина приносит пакетик «Лазурита»: в России разрешено вносить пять граммов на ведро, на Украине – десять. А их овощи разрешено продавать на наших
рынках. В прошлом году больше половины урожая осталось в полях – в этом помидоров мало, зато нишу заполнили Украина и Турция, которая выдаёт свою продукцию за волгоградскую.
Вячеслав Шевченко из того же села растит свои помидоры в поле. Земли в десять раз больше, болезней меньше, сдаёт оптом – а результат более чем скромный. Погорел он и на семенах с их всхожестью не больше 70 процентов, и на химии (на яды ушло 15 000 рублей), и вообще на всей затее с овощеводством.
– Помощи ждать неоткуда. Милиция приезжает – у тебя рабочие не оформлены, из районной администрации явятся – почему не вся земля обрабатывается, тоже штрафом грозят.
Против «плантаторов» выступили даже кабаны, которые забрели из Ленинского района. Зерна нет, вот и перешли на овощной корм. У Александра Попова в поле две собаки, а всё равно дежурит с женой по ночам, сторожит свой огород: дикие свиньи овчарок не боятся.
70 процентов погроменских овощеводов уже отказались от плантаций и уехали на заработки в город.
На прощанье пообещав
нам, что не за горами тот день, когда на прилавках останутся одни китайские помидоры.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Сколько волгоградец съедал овощей за год:
2007 - 105 кг
2008 - 146 кг
2009 - 164 кг
По данным комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области