Дачный сезон в разгаре: пропалывают, собирают урожай и консервируют его на зиму. Считается, что российское дачное движение - уникальное в мире. Только в Волгоградской области насчитывается более 600 дачных товариществ, это, кстати, второй показатель в стране.
На днях Госдума приняла законопроект о «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Изменит ли он жизнь волгоградским дачникам?
Мёртвому припарка
В региональном Союзе садоводов сообщили, что наш регион - один из немногих в России, где на протяжении несколько лет активно работает собственный региональный закон о поддержке садоводческих обществ. Выделенные в рамках закона средства идут на частичную компенсацию затрат на выполненные садоводческими обществами работы по строительству, реконструкции водопроводных сетей, линий электропередач и энергооборудования, укреплению противопожарной безопасности.
«В этом году на компенсацию стоимости проведенных работ в бюджете заложено 15 млн руб., - рассказывает глава Союза садоводческих, огороднических некоммерческих организаций Волгоградской области Пётр Козлов. - Данная сумма делится между всеми садоводческими товариществами, подавшими заявки на бюджетную поддержку. Что же касается нового закона, то он соответствует выражению - «что мёртвому припарка». Многие проблемы остались за рамками закона».
Например, вопрос вопросов для любого садоводческого товарищества - собрать правомочное общее собрание для решения разных задач. Раньше правомочным считалось собрание, если имелся кворум, а это не менее 50% плюс один голос членов садового товарищества. На случай, если кворум собрать невозможно, типовые уставы садоводческих обществ подразумевают применение уполномоченных, которым часть членов товариществ делегируют свои голоса. Но в новом законе об уполномоченных - увы, ни слова.
По мнению Петра Козлова, федеральный закон конкретизирует второстепенные моменты и обходит проблемы первоочередные. Например, садовые домики по новому закону можно не учитывать как отдельный объект недвижимости и продавать вместе с земельным участком без дополнительной мороки. Но в таких домиках теперь нельзя прописываться. Регистрироваться же можно лишь в домах, которые признали «жилыми», то есть обладающими необходимыми инженерными коммуникациями и строительно-техническими нормативами. Конкретизирует закон и правовые тонкости по статусу общего имущества садоводов, регулирует порядок членских взносов. Крупные садоводческие товарищества можно перевести в статус поселений, с обязательством к местным властям создавать там необходимую для жизни инфраструктуру - дороги, школы, больницы и т. п.
Участки в тени
«Остро стоит проблема брошенных дачных участков, - продолжат Козлов. - Таковых в регионе насчитывается около 50 тысяч. Есть садоводческие товарищества, где бесхозны до трети, а то и до половины участков. При этом они ложатся дополнительным бременем земельных, имущественных платежей на товарищество садоводов. Более того, из бесхозных дач формируется «теневой рынок». Если владелец бросает участок, но не снимается с кадастрового и налогового учета, то земля продолжает ему принадлежать. При этом руководители СНТ иногда передают эти участки в новые руки без оформления собственности. Новые хозяева оказываются на птичьих правах - оформить в собственность, продать, завещать такие участки они не могут. Как навести порядок, эффективно изъять из оборота брошенные участки, новый закон четкого ответа не даёт».
«Я очень жду законодательной новеллы, по которой сделки по купле-продаже земельных участков не будут проходить мимо правления СНТ, чтобы мы хотя бы могли отслеживать, кто владеет тем или иным участком» - говорит председатель правления волгоградского СНТ «Титан» Андрей Войтенко.
Впрочем, новый закон заработает лишь с 1 января 2019 года, может быть к этому времени дачников услышат и внесут поправки.