Волгоградцы привыкли к победам. В том числе и к спортивным. Спорт для нас и политика, и в чём-то религия. Когда спортсмены выигрывают – мы их боготворим, когда проигрывают – клянем на чём свет стоит. Но что происходит вне выступлений, когда идёт таинство общения тренера и подопечного?
Об этом мы поговорили с титулованным тренером, наставником наших олимпийцев Виктором Авдиенко.
– Недавно Елена Исинбаева и Татьяна Лебедева жаловались, что из-за матчей ЧМ-18 притесняют лёгкую атлетику. Отбирают стадион «Зенит», чтобы передать его ФК «Ротор». Плавание не принижают ради мундиаля?
– Футбол – это больше, чем футбол, это религия. Решение проблем футбола за счёт других видов спорта неприемлемо. Считаю, что нужно не жаловаться, а работать. Наш плавательный бассейн мы строили вопреки, брали кредиты, создавали базу. За счёт этого и собственных средств, от продажи абонементов в бассейн мы можем оплачивать сборы, вывозить детей. У других видов спорта таких возможностей нет.
Второй источник финансирования – областной бюджет. Но с бюджетными деньгами не так всё просто. У нас на спорт закладывается в процентном соотношении в бюджет области меньше, чем в соседних областях.
– Говорят, число имеющихся бассейнов в Волгограде катострафически ниже норматива.
– Это одна из основных проблем оздоровления населения и решения задачи обучения детей плаванию. Сколько стоит детская жизнь? Нет у неё цены. А каждый новый бассейн, где учат детей плавать, – это профилактика смертности на водоёмах.
Чемпионы из простых смертных
– Но был построен центр водных видов спорта в Дзержинском районе Волгограда. Говорят, к нему не добраться, да и понастроенные ФОКи стоят полупустые. Так для чего они?
– Перед стройкой любого спортивного объекта нужно задаться рядом вопросов. Удобно ли будет добираться? Будет ли это оздоровительный комплекс или объект для подготовки спортсменов. В зависимости от этого нужно решать, кто там будет работать, кто будет оплачивать коммуналку, зарплату. А когда начинают строить потому, что есть федеральные деньги и грех их не освоить, то в итоге получается паника властей: а кто будет это содержать, а где взять тренеров, заберите – мы не знаем, что с этим делать…
Тот, кто строит спортивные объекты – инвесторы или власти, – должны делать это не для своего пиара, а на долгую память, чтобы люди тебя добрым словом поминали. Для чего строят стадион «Победа»? Я надеюсь, не только для двух матчей мундиаля, а для того, чтобы после люди приходили и радовались.
– Сейчас многие в Волгограде говорят, мол, чтобы возродить массовый спорт, нужно строить детские спортивные площадки. Они решат дело?
– Когда говорят «вот построим детские площадки, и вырастет массовый спорт» – я сомневаюсь. Сколько уже строили детские площадки во дворах? Их под камерами открыли, а потом пришли ребята, пива попили, всё – нет площадки. Массовый спорт появится только, если у этой площадки будет тренер, к которому будут ходить дети. В ином случае это деньги, потраченные в никуда.
Против нас шесть тысяч
– У нас спорт по большей части на балансе государства. А на Западе кто финансирует клубы?
– Там другая система. Предположим, открылся бассейн, содержит его муниципалитет. Группа родителей решает открыть в нём клуб. Муниципалитет даёт им четыре дорожки в бассейне в определённое время при условии, что они наберут 100 детей. Набрали, заплатили, дело пошло. Теперь им нужен тренер из России – он стоит дороже, набирают ещё больше учеников, зато дети начинают показывать результаты, идут новые ученики, и так до бесконечности. А лучшие воспитанники попадают в сборную и получают зарплату. Так в целом на Западе.
В Америке есть ещё одна особенность – у них 120 университетов имеют отделения плавания. 50 спортсменов в каждом университете учатся на бесплатной основе. Поэтому взрослое плавание у них очень развито. У нас по окончании школы остаётся 50–60 пловцов, и только «сборники» получают зарплату. У них же 6000 профессиональных спортсменов. И когда меня чиновники от спорта рассерженно спрашивают, а почему вы не во всех дисциплинах побеждаете, я отвечаю – вот потому, что нас 50–60, а против нас 6000.
Зато мы берём тренерской работой. Наши тренеры – лучшие в мире. Это не похвальба – это факт. У нас не такой богатый выбор, как в США, поэтому мы делаем чемпионов из простых смертных.
– Как-то показывали подготовку пловчихи в Австралии: бассейн весь в камерах и компьютерах, обсчитывается каждое её движение. У нас, наверное, не так…
– Это почему же? Мы применяем уникальное оборудование и разработки, кстати, созданные в Волгограде. И я вас уверяю, аналогов в мире нет. Мы проводим полный анализ спортсмена по биохимии, в бассейне – постоянная съёмка с анализом движения, гидродинамического сопротивления и многое другое. Мы можем с точностью рассчитать, что пловец должен был сделать, чтобы получить золотую медаль. Сейчас в бассейне установлено 36 камер. И ещё 18 планируем дополнительно установить.
– А чем объяснить феномен китайцев?
– Их полтора миллиарда, и Поднебесная дала возможность заниматься спортом всем слоям населения. В спорте они развитая социалистическая машина. Отбирают лучших детей, определяют их в спортинтернаты, в общем, они на вооружение взяли всё лучшее из спортивной школы Советского Союза. Плюс у них есть то, чего нет у нас…
– Хитрые технологии?
– Нет – гарантия стабильности. Сейчас никто не может гарантировать, что будет завтра. Был алюминиевый завод в Волгограде. Китайцы сделали алюминий дешевле – завода нет. Сейчас есть плавательный клуб «Волга». А что будет завтра? Мы будем существовать, только пока показываем результаты. А что если спортсмен, в которого ты вкладывал душу 10 лет, закурит, загуляет?
Не ради денег
– Когда-то наши спортсмены выигрывали ради страны. А ради чего сейчас? Дело в деньгах?
– 90% сборной команды страны, волгоградцы из клуба «Волга» – патриоты. Без патриотизма победить в спорте невозможно! Если ты выступаешь в форме сборной России и не любишь её – ты не станешь великим. Когда человек влюблён, разве у него не получается стократ лучше? И то же самое, когда он влюблён в свою страну. Только ради денег невероятное не совершить.
Во время чемпионата мира по плаванию в Волгограде жара была, все балконы открытые, и когда Морозов получил серебряную медаль, казалось, что от радости закричал весь город. Вот ради этого они побеждают.
ДОСЬЕ
Виктор Авдиенко. Окончил Волгоградский ГИФК (1979). Заслуженный тренер СССР и России. Был главным тренером сборной команды России по плаванию. Президент федерации плавания Волгоградской области; президент спортивного клуба по плаванию «Волга» (г. Волгоград); вице-президент Всероссийской федерации плавания. Награждён орденом «Знак Почёта» и орденом «За заслуги перед Отечеством»
IV степени.
КСТАТИ
Как выступают наши
Чемпионат Европы среди юношей:
Евгений Седов – пять золотых и две серебряные
Александр Палатов – одна серебряная
Полина Волкодавова – одна золотая
Чемпионат мира:
Владимир Морозов – одна серебряная, одна золотая и одна бронзовая
Универсиада:
Владимир Морозов – четыре золотые, одна серебряная и одна бронзовая
Вячеслав Синькевич – одна золотая
Вячеслав Синькевич, Кирилл Стрельников, Никита Коновалов и Евгений Коптелов (в эстафете 4 по 100) – одна золотая
Первенство Европы на открытой воде:
Антон Евсиков – одна золотая
Мария Новикова – одна бронзовая
Смотрите также:
- Татьяна Лебедева: «Закончу с прыжками – пересяду на лошадь» →
- Волгоградские команды начинают поход за медалями →
- Футбольная персона →