Олимпийский Сочи купается в пыли

Фото: Анны ШУБИНОЙ

   
   

Адлер – центр олимпийской стройки, район Сочи, граничащий с Красной Поляной. Именно здесь состоится событие планетарного масштаба – Олимпиада-2014. Две недели мировое внимание будет приковано к городку на берегу моря. Корреспондент «АиФ» – НП» увидел, насколько он готов к приёму гостей.

Серый город 

Ещё четыре года назад Адлер утопал в зелени. Парки из кипарисов, пальм, пихт и эвкалиптов. Сегодня город стал серым от бетонных глыб дорожных опор, пустующих новостроек. С береговой линии ковши эскаваторов, словно ластиком с бумаги, зачищают все постройки от кафе до частных домов. Для вынужденных переселенцев построили специальный квартал – на этом месте были селекционные овощные поля и фруктовые сады. Заселяться в «бумажные коробки» люди не спешат – под дождём они промокают, будто картон. 

– Рады перспективам переселения единицы, – рассказывает местный водитель Илья (называть имена люди боятся. – Авт.). – Например, мой друг, который всю жизнь прожил в строительном вагончике. 

Местные ждут Олимпиаду, но не для того, чтобы насладиться спортивным зрелищем. Негласный закон, который им официально-неофициально озвучили, неумолим – во время Игр им будет запрещено выезжать на личных автомобилях, без острой необходимости выходить в город и тем более покупать билеты на соревнования. 

– Смотрите Олимпиаду по телевизору! – рассказывает пенсионер Александр С., – заявили нам. 

Но февраль 2014 года здесь ждут, ждут, когда же он наконец закончится. 

   
   

– Мы задыхаемся от пыли, – делится Наталья К., – ежедневно с гор маревом опускается строительная взвесь, оседая на деревьях, море, домах, в лёгких людей. Грохот, шум, пыль, пробки – вот что мы получили от Олимпиады. 

Фотографировать запрещено 

Найти водителя, согласившегося бы отвезти нас на олимпийскую стройку, оказалось непросто и недёшево. Экскурсии на грани фола обходятся в среднем в 5–7 тысяч за машину.

– Фотографировать объекты без специального разрешения запрещено. Снимай из машины, – предупреждает водитель Илья. – Если останавливаться надолго, могут пристать с расспросами. 

Делать снимки непросто – висящая облаком строительная пыль делает их нечёткими. По кольцевой развязке ныряем в череду огромных туннелей. Самый длинный, более двух километров, прорубленный в горе, называют «путинским». Выезд из него – прямиком к «висячему мосту». Кажется, единственному экологическому из обещанных. 

– Экология? – переспрашивает «гид». – По слухам, кубометры вырубленных деревьев закапывали, сбрасывали в ущелья, не разрешая людям к ним даже приближаться – это ж якобы секрет! В результате вековые сосны бесцельно гниют.

Там, где сегодня в Адлере стройка, буквально каждый день вырастает новая семи-, пятнадцатиэтажка. Кто будет в них жить? Люди обеспокоены, что в новых домах осядут выходцы из Китая и Таджикистана – те, кто сегодня за 1,5 тысячи рублей в день строят Олимпиаду. Чем они будут заниматься после торжественных слов в 2014 году, невдомёк им самим. Город-призрак – так прозвали «новый» Адлер местные жители. 

– И всё же самая большая боль – загубленная река Мзымта, – признаются местные жители.

«Бешеная», так переводится название, сегодня успокоена в бетоне. По руслу славившейся ещё недавно уникальным нерестилищем лосося и форели реки проложены гигантские бетонные сваи. Чувствительная к чистоте воды рыба ушла отсюда, видимо, навсегда. А по сваям в преддверии Олимпиады пустят монорельсы. Любопытные иностранцы из окон новеньких вагончиков будут озираться на горы и лужицу у них под ногами. Лужицу, которая когда-то была мировым достоянием. 

В гости на яхтах 

«Олимпстрой» бурлит как муравейник. Техника рассредоточена по объектам, которые, на взгляд непрофессионала, далеки от завершающейся стадии. 

– Готова пока только «шайба», – показывает Илья на хоккейную арену, – здесь уже прошёл юниорский чемпионат мира.

Сквозь пыльные облака призраками выступают будущие олимпийские объекты. По ночам они светятся сотнями тысяч лампочек. Говорят, что их содержание обходится почти в миллион рублей за день. Берег моря затянут сеткой-рабицей. Здесь почти готов спецпорт. Предполагается, что часть гостей прибудут на игры на личных яхтах. 

По дороге на Красную Поляну гид обращает внимание на единый у всех домов забор – требование принимающей комиссии. Сама поляна, когда-то привлекавшая туристов нетронутой красотой, сегодня зона трамплинов и снежных трасс, искусственный снег для которых, по слухам, закупается в Израиле. 

«Обросла» Красная Поляна гостиницами, напоминающими дворцы и замки. По слухам, постояльцам заселение обойдётся не меньше 40 тысяч рублей за день с носа. 

Пустующие окна наводят тоску. Даже горы кажутся посеревшими от бетона, железа и стекла. Адлерцы, чья жизнь полностью зависит от туристов, вздыхают: «Те, кто приедут в олимпийский Сочи, больше сюда уже никогда не вернутся…»

Пессимизм местных жителей вполне понятен – увы, россияне привыкли от перемен ждать худшего. Ну а вдруг? И пыльный «призрак», стоит подождать немного, всё-таки станет «городом-садом»!

Смотрите также: