С 1 января 2016 года российским работодателям будет запрещено нанимать на работу граждан Турции. Кроме того, указом президента Владимира Путина, на территории страны вводятся запрет либо ограничение на выполнение отдельных видов работ турецкими организациями.
В 2015 году в России было выдано 67 тысяч квот на привлечение к работе граждан Турции. Абсолютное большинство этих рабочих были заняты в сфере строительства. Как запрет на привлечение турецких работников скажется на строительстве в Волгоградской области и чем еще грозит региону обострение отношений с Турцией – в материале «АиФ-Волгоград».
«Я б так жил»
Волгоградец Александр Родин (имя и фамилия изменены) работает на стройплощадке стадиона «Арена Волгоград». Он бригадир арматурщиков. Рядом с ним стадион к ЧМ-2018 в Волгограде строят турецкие рабочие.
«И мы, и турки сейчас занимаемся заливкой бетона, работаем по соседству. Конфликтов никаких у нас нет. Они понимают, что в гостях, поэтому улыбаются и боятся, - говорит Александр. – Но я могу точно сказать, что мы работаем лучше и быстрее турков. За один и тот же отрезок времени мы, а нас 40 человек, залили 470 кубов бетона, а они с большим количеством работников только 270 кубов. К тому же они специалисты узкого профиля, а мы можем выполнять все виды строительных работ: от заливки бетона, до облицовки стен гипсокартоном».
В компании «Стройтрансгаз», которая является генеральным подрядчиком строительства арены, корреспонденту «АиФ-Волгоград» сообщили, что в возведении стадиона в городе-герое участвуют около 50 турецких рабочих. Они наняты двумя субподрядчиками – турецкой фирмой «Япыкур строй» и российской «СК «Стратегия».
«Как и говорил министр спорта России Виталий Мутко, разрывать контракты с подрядчиками, которые уже приступили к строительству стадионов к ЧМ-2018, мы не будем. Турецкие граждане и фирмы продолжат работать у нас, - пояснила корреспонденту «АиФ-Волгоград» официальный представитель компании-генподрядчика Евгения Новосад. - В Волгограде в основном привлечены турецкие граждане, специализирующиеся на монолитных работах. Они будут работать до окончания строительства стадиона».
Помимо волгоградского «Стройтрансгаз» возводит стадион к ЧМ-2018 еще и в Нижнем Новгороде. Там на стройке заняты 10 турецких рабочих и один субподрядчик из Турции.
Бригадир Александр Родин говорит, что не имеет ничего против турецких рабочих на стройке, но считает, что и русские, и турки должны работать на равных условиях.
«Если бы русским, платили так же, как турецким строителям, весь Волгоград был бы уже здесь и в очереди стоял, - уточняет бригадир арматурщиков. - У нас говорят, что туркам по 1700 долларов в месяц платят. Даже за половину этих денег можно было бы нанять местных классных специалистов, которые построили бы стадион лучше и быстрее».
Не в помидорах дело
Турецкие фирмы так или иначе упоминались в связи с несколькими крупными строительными проектами в Волгоградской области. В августе 2014 года губернатор Андрей Бочаров обсуждал с представителями турецкой машиностроительной компании «KARSAN» проект создания на территории региона сборочного автомобильного производства.
На Сочинском экономическом форуме в 2014 году руководители турецкой компании «Нассан Налбантоглу» выразили готовность вложить в волгоградскую экономику больше 3 млрд. рублей и создать 500 новых рабочих мест, построив теплично-логистический комплекс в Среднеахтубинском районе.
После форума, в ноябре 2014 года в ходе визита в Турцию администрация Волгоградской области подписала двухлетний меморандум о сотрудничестве с конфедерацией предпринимателей и промышленников «ТУСКОН», объединяющей около 55 тысяч бизнесменов страны. Турецкие предприниматели готовы были вкладывать деньги в дорожное и жилищное строительство в регионе.
В конце марта этого года Андрей Бочаров встретился с вице-президентом по развитию бизнеса турецкой компании «Ренессанс Хэви Индастриз» Ахмедом Абдулаевым. На тот момент компания уже участвовала в возведении маслоэкстракционного завода в Новоаннинском районе. Обсуждалась возможность строительства на территории областной больницы современного хирургического комплекса.
Летом 2015 года турецкие компании «Карсан» и «Гюрсель» представили план реализации проекта по разработке новой транспортной схемы Волгоградской области.
Потерю обещанных инвестиций можно назвать самым тяжелым для Волгоградской области последствием введения антитурецких санкций. Без турецких помидоров и кур проживем. Власти региона говорят, что, несмотря на ограничение поставок, дефицита продовольствия не ожидается. У турфирм и без запрета продажи путевок в Турцию все было не очень радужно. К тому же сейчас не сезон отдыхать на турецком побережье.
А вот привлекать капитал региону, кредитоспособность которого международное рейтинговое агентство Moody's оценивало очень низко (B1 - категория «в высокой степени спекулятивные») будет теперь еще сложнее.
«Годовой объём инвестиций в Волгоградской области составляет 100 млрд. рублей. Поэтому потеря даже 3 млрд., обещанных турецкой компанией на строительство тепличного комплекса, является весомой в нынешней ситуации, - говорит кандидат экономических наук, доцент Карен Туманянц. – Западные партнеры уже давно не заинтересованы в том, чтобы инвестировать в наш регион. Восточные партнеры казались отличной альтернативой им. К тому же Турция близка нам не только географически, но и своей специализацией на сельском хозяйстве. Введение санкций негативно скажется на инвестиционной привлекательности России в целом. Потому что вмешательство политики в экономику всегда несет негативные последствия. Политические риски практически невозможно заранее просчитать и предвидеть. Резкие шаги то в одну, то в другую сторону не пойдут на пользу российской экономике».
По мнению эксперта, заменить турецкие инвестиции в Волгоградской области могут Китай, Индия, арабские страны.
«Но они очень трудные переговорщики и вдвигают жесткие условия,- подчеркивает Карен Туманянц. - Например, те же китайцы требуют обязательного найма их рабочей силы и использования их продукции, а это не всегда удобно для принимающей стороны. Просто так, ради дружбы с Россией никто нам подарков делать не будет».
По словам кандидата экономических наук, даже если регион предпримет сейчас титанические усилия по налаживанию контактов с инвесторами из Индии, Китая и арабских стран, то это выльется в какие-то договоренности в лучшем случае через 3-4 года. При этом эксперт считает, что о каких бы инвестициях ни шла речь, региону нельзя делать ставку на приток трудовых мигрантов, потому что рабочих рук хватает и в Волгоградской области. Особенно тех, кто готов работать хотя бы за половину «турецкой зарплаты».