90 лет назад в Заволжье, вблизи Ахтубы, упали метеоритные обломки, которые безуспешно искали затем более полувека.
Зарево на полнеба
Чуть позже метеорит получил название «Царев», и название этого небольшого села на берегах Ахтубы стало известно всему научному миру.
Конец 1922 года был в Царицынской губернии относительно спокойным. Местные газеты сообщали об очередных победах властей над недовольными бандами кулаков и белых офицеров на Медведице, Дону и в Заволжье, о международных акциях в помощь голодающим Поволжья, о том, как «в Нижнем Чиру покончено с хлебной спекуляцией». И мало кто обратил тогда внимание на небольшую заметку «Необыкновенный метеор». «Та заметка, – рассказывает ученый секретарь волгоградского отделения Русского географического общества Сергей Моников, – публиковалась в царицынской газете «Борьба» 24 декабря 1922 г. В ней говорилось: «В ГУБОНО (Царицынский отдел народного образования. – Автор) явился житель Ленинского уезда тов. Кузнецов и рассказал следующее: 6 декабря вечером на всем протяжении от г. Ленинска до села Владимировка было видно зарево, и слышался сильный шум. При падении раздался удар, подобный залпу нескольких орудий. В некоторых окнах домов Владимировки в тот час посыпались стекла. Если верить слухам, упавший метеор был виден за семь верст. На далеком протяжении от метеора чувствовался сильный жар в течение нескольких часов. Губполитпросвет командировал очевидца Кузнецова на место падения метеора для точного обследования факта и производства фотографических снимков».
Шары домыслов
Тогда же в местной прессе сообщалось: «Пролетевший в начале декабря метеор, яркой молнией осветивший на несколько мгновений и нашу Пролейку, вызвал здесь бесчисленные невероятные толки, поддерживаемые религиозными фанатиками… Надо скорее рассеять эту темноту, но своих сил не хватает». А слухи ходили один другого нелепее: например, некоторые говорили, что небесный камень был размером с дом и целиком состоял из золота. Дошло до того, что некоторые очевидцы указывали на факт падения «камня» в озеро Эльтон, вся вода в котором якобы моментально выкипела. И это ещё были не самые фантастичные слухи. Между тем одна за другой экспедиции возвращались из Заволжья ни с чем.
В Волгоградском планетарии считают: место падения метеора было определено неправильно изначально. Его искали на 50-70 км южнее и восточнее тех мест, где он «приземлился» на самом деле. А народные суеверия и кривотолки явно не помогали установлению точного места падения.
История с метеоритом нашла свое неожиданное продолжение спустя 57 лет после его падения. В 1979 году в союзный комитет по метеоритам пришло подробное письмо из села Царева Ленинского района Волгоградской области от совхозного электросварщика Бориса Никифорова. Тот сообщал: «Посылаю фотографии двух камней, которые напоминают метеориты. Приезжайте – забирайте».
Только убедившись, что присланный из Царева в качестве образца камень таит в себе научную ценность, в Царев командировали в одиночку научного сотрудника Романа Хотинка. Он приехал налегке, с одним портфелем, чтобы забрать камни. Войдя во двор к Никифорову, ученый не поверил своим глазам. Перед ним лежали семь исполинских камней, один другого крупнее. Грузить метеорит для «вывоза» пришлось в итоге с помощью автокрана. Общий вес находок вместе с собранными специально по степи осколками тогда составил 972 кг – почти тонну (!). Самый большой осколок посланца из космоса потянул на 284 кг. Один из крупных осколков этого «небесного камня» по сию пору хранится в Волгоградском планетарии. А совхозный электросварщик Борис Никифоров за помощь астрономической науке получил премию от комитета по метеоритам АН СССР в размере 300 рублей. Самого Никифорова сельчане-острословы ещё долго называли иронично Метеоритом.
Смотрите также:
- Поездка в Геленджик: море удовольствия и залежей мусора →
- Волонтеры Волгограда вернулись из Крымска →
- Где в Волгограде зарыты золотые кони →