Волгоград, 15 ноября – АиФ-Волгоград. Любой россиянин знает много испанских слов: хунта, сомбреро, фиеста, мачо, кастаньета и, конечно, марихуана. В общем, с таким лексическим запасом не страшно отправляться на Пиренейский полуостров.
Испанский вояж
Волгоградка Елена Музейник уже несколько раз бывала в Испании: пользовалась услугами турфирм. Но вот она услышала от знакомого, что в этой стране, оказывается, есть паломнический маршрут Путь Сантьяго, по популярности в христианском мире уступающий только римскому и иерусалимскому. Помните, был в «Отелло» такой негодяй Яго? (Кто не читал Шекспира, пусть вспомнит одноименного попугая из м/ф «Аладдин».) Так вот, Яго по-испански – это Иаков. И в город святого Иакова: в Сантьяго-де-Компостелу – идут пилигримы на поклонение.
– Глубоких религиозных мотивов у меня не было. В первую очередь – получить впечатления от настоящей Европы и желание понять, чего ты хочешь сама. Но в церкви я, конечно, заходила. И там было не так важно, что они католические, а не православные, – рассказывает Лена.
Конечно, трудностей хватает. Но «Con paciencia y tajo se termina el trabajo», – конечно же, подумала путешественница, от волнения забыв, как это по-русски («терпение и труд все перетрут»). Первое дело – найти попутчицу. Оказалось, что ее подруга Лена Бурлакова всю жизнь мечтала побывать в Испании. Иначе зачем ей «хунта» в словарном запасе? Затем надо договориться на работе, что ты планируешь провести целый месяц в Испании. Было непросто, но все получилось. И остается купить билеты и дождаться виз.
Билеты приобрести помогло местное агентство, которому Музейник за это пообещала сделать рекламу среди всех своих знакомых. Обеим девушкам оплатили билеты туда и обратно.
– Чтобы получить визу, надо сделать подтверждение своей финансовой состоятельности. То есть у тебя должно быть около 60 евро на каждый день твоего пребывания в Испании. А раз мы отправлялись на месяц, то это очень большие деньги получались, – продолжает Елена. – Тогда мы сняли все деньги со счетов, сложили, пошли в один банк получили справку на одного человека, потом с этими же деньгами в другой банк – на второго.
Крокодил-переводчик и утренние гусеницы
Самолет приземляется в Мадриде. Волгоградки торопятся на поезд, идущий на север страны: их шествие начнется там. Вокруг типичная столичная суета. Промоутеры что-то суют. Рефлекторно Бурлакова берет что-то из протянутой руки испанца. Это кружка с деньгами, которой перед ней тряс местный попрошайка. «До чего щедрый народ!» – переглянулись девушки, но вернули кружку изменившемуся в лице бомжу.
За спинами рюкзаки по 11 – весом: в них все необходимое. Впереди около испанских дорог. Девушки осиливали в день около .
– Так как языка мы почти не знали, приходилось постоянно играть в «крокодила»: показывали всё жестами, – делится впечатлениями Лена Бурлакова. – Но испанцы очень отзывчивые, рисуют, объясняя дорогу. Ни разу не сталкивались с агрессией.
Английским в городках и деревнях владеют немногие, поэтому иногда было нелегко допроситься у барменши еды. Так, в одной деревушке россиянки попросили пиццу:
– Una pizza, por favor.
Буфетчица в ответ что-то затараторила, допытываясь, какую именно, и стала загибать пальцы, перечисляя, что у них есть. Одна из паломниц схватила испанку за первый же палец, давая понять свой выбор. Барменша в испуге стала разглядывать свой палец, не понимая, что случилось.
Специально для паломников в населенных пунктах есть «альберге» – специальные постоялые дворы, где можно переночевать за 5 – 7 евро. Главное отличие от гостиницы здесь в том, что утром, практически на рассвете, госпитальер, душевно приговаривая: «Кто рано встает, тот собирает гусениц» (такой странный дословный перевод у испанского аналога пословицы «Кто рано встает, тому Бог дает»), – выпроваживает постояльцев на дорогу. Паломники не должны задерживаться, им полагается идти. А то ведь всех гусениц разберут…
Над всей Испанией 3D-небо
У наших путниц не было с собой даже карты. Направление узнавали по ракушкам: в городах, чтобы верующие не сбились с пути, маршрут на тротуарах помечали специальными ракушками или желтыми стрелками. Так как Путь Сантьяго – это, в первую очередь, репутация, местные власти заботятся о том, чтобы народная тропа не зарастала. Поэтому эти волгоградки прошли не по обочине трассы, а по выделенной гравиевой дорожке, идущей через поля, виноградники, леса и даже горы.
Прожиточный минимум паломника | |
---|---|
30 дней в Испании
40 тысяч рублей на человека Пара стоптанных кроссовок 50 испанских слов Десятки новых знакомых, в основном корейцы |
Тем же путем шло довольно много народа из разных стран: испанцы, американцы, французы, словаки и корейцы, которых было особенно много. На самом деле есть несколько маршрутов Пути Сантьяго. Волгоградки шли самым старым: французским. Здесь нет больших красивых городов, как Барселона или Севилья. Но зато сколько чудесных названий! Мансилья-де-лас-Мулас, О’Себрейро, Портомарин, Беллорадо и даже столь родное русскому уху Нахера (с ударением, правда, на первый слог).
– Так много мы никогда не ходили. Так что главный сувенир – это мозоли, – подытожила Музейник. – К тому же такого количества времени на природе никогда не проводили. Небо там очень низкое. Создается даже 3D-эффект: близко-близко облака, а над ними бесконечное синее небо. У нас такого цвета у неба не бывает. В О’Себрейро мы надеялись насладиться видом горных вершин, окутанных облаками. В результате сами оказались в облаке и ничего не увидели.
В 1993 году Путь Сантьяго был включен в список памятников ЮНЕСКО. Пешее паломничество в Сантьяго-де-Компостелу совершали философ Франциск Ассизский, художник Ян ван Эйк, римский папа Иоанн Павел II, писатель Пауло Коэльо и две волгоградские Лены.
Смотрите также:
- Инсценировал смерть. Как волгоградец убежал из секты и стал путешествовать →
- Храбрые сердцем. У Волгограда есть своя армия лучников →
- Автостопом из Европы в Антарктиду →