Ветераны Сталинграда против переименования Набережной

Волгоградская набережная имени 62-й Армии, возможно, скоро исчезнет с карт Волгограда. Вместо нее появится набережная Мира, на которой установят многотонную скульптуру «Большая тройка» Церетели. Она изображает Сталина, Рузвельта и Черчилля на конференции в Ялте в 1945 году. Такую идею высказал губернатор Волгоградской области Сергей Боженов.

   
   

Инициатива вызвала резкий негативный отклик волгоградских ветеранов ВОВ, потомков главнокомандующих армии и историков.

Слезы на крови

Зоя Григорьевна Кабанова, участник Сталинградской битвы. На войне она была санинструктором в 36-й дивизии 62-й армии:

- 62-я армия для нас родной дом. На этом месте мы давали клятву, что не сдадим город, погибнем вместе с ним. Так что все разговоры о переименовании – это ножом по сердцу.

Я детдомовская, всегда мечтала быть врачом, поступила в медицинский институт, а тут началась война. За эти четыре года я видела все: кровь, сметь, голод. И после войны для меня медицина потеряла смысл. Я так и не смогла стать врачом. Сначала я работала на сортировке раненных – таскала их на себе. Вы только представьте, что такое держать за руку солдатика, ему 20 лет, у него текут скупые мужские слезы, а глаза умоляют: «Спаси, я жить хочу!»… А он уходит из жизни. Люди отдали все, чтобы не получить ничего. А теперь еще и память хотят о них стереть.

Мне 91 год, но я помню все, так будто это было вчера. Как мы стояли на коленях на снегу на берегу Волги и давали клятву умереть, но город не сдать. Командование вынесло знамя 62-й армии. Его растянули на косогоре, мы встали на колени и дали клятву: «Клянемся! Сталинград не сдадим. За Волгой земли для нас нет. Будем стоять насмерть». Я помню, как от берега Волги до здания универмага шли рукопашные бои. А сверху летали самолеты и сбрасывали листовки «Сдавайтесь», «Русиш капут». А вышло так, что «капут» пришел им. И в том числе «капут» им пришел благодаря 62-й армии. А теперь их подвиг и память о них хотят стереть. Обидно.

Обиды, конечно, стираются – просто потому, что здоровья уже нет на них. Смотришь на современный мир, людей, город и думаешь: ну, за кого люди отдавали жизни? Вот от этих мыслей непереносимо больно. Пережить войну нельзя. Страшно было. Страшно до сих пор.

   
   

Историки негодуют

«Переименовывать набережную 62-й армии в набережную Мира по сути, означает её полностью ее обезличить, - убеждена заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргазцева. - Этого нельзя допустить категорически! Да и глубокого смысла в этом переименовании никакого особо нет».

Светлана Аргазцева напомнила, что во всем мире историки и знатоки Сталинградской битвы уже давно привыкли, что в Волгограде все памятные места отражают вклад того или иного войскового соединения в общую победу над врагом. И такая система существует не только в нашем городе. Скажем, на историческом Бородинском поле официально существуют названия «редуты 1-го полка», «позиции 5-го полка».

В Волгограде есть множество улиц и других общественных мест именно в привязке к конкретным соединениям Красной армии: улицы 7-я Гвардейская, 13-я Гвардейская, 51-я Гвардейская и так далее. Набережная 62-й армии расположена именно в том месте, напоминает специалист-историк, где через Волгу была налажена ее центральная переправа под командованием маршала Василия Ивановича Чуйкова. Здесь гвардейцы 13-й дивизии Родимцева в составе 62-й армии давали клятву стоять насмерть.

«С тех же позиций, кстати, - поясняет Аргазцева, - в южной часть Волгограда вполне обосновано сейчас есть множество памятных мест, связанных с 64-й армией маршала Михаила Степанович Шумилова. Это наша с вами героическая история! Зачем её калечить и обезличивать?!»

«Практически вся история Сталинградской битвы проходила с участием 62-й армии, - напоминает историк Сергей Андрейченко. – Это фронтовое соединение было образовано летом 1942 года в тяжелейших оборонительных боях в Большой излучине Дона. А с конца августа 1942 года клочок побережья Волги в центральной части Сталинграда каким-то чудом удерживался именно благодаря бойцам 62-й».

Кстати, мало кто помнит, что само название «62-я армия» исчезло из оперативных военных сводок едва ли не сразу с окончанием Сталинградской битвы. Уже с середины апреля 1943 года армия воевала под новым названием «8-я Гвардейская армия». Таким образом, вся история легендарного соединения навсегда оказалась связана со Сталинградом-Волгоградом.

Нелепая идея?

По некоторым данным, волевым решением власти действительно могут переименовать набережную после публичных слушаний. По другим данным для этого необходим референдум. Руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по ЮФО Сергей Сена, впрочем, считает, что идея с переименованием настолько нелепа, что на референдум ее просто нет смысла выносить.

«Однозначно мы не имеем никакого морального права устраивать подобные переименования, - убежден Сергей Сена. – Стоит вспомнить хотя бы, что на верхней террасе Центральной набережной Волгограда давным-давно существует парк «Победа», который протянулся от музея-панорамы «Сталинградская битва» до храма Иоанна Предтечи. Называть Центральную волгоградскую набережную «набережной Мира» столь же бессмысленно и тавтологично. Есть смысл, наверное, напомнить властям региона и города историю родного края. В прежнем Царицыне и отчасти довоенном Сталинграде, скажем, нижняя терраса волжской набережной выполняла вполне прикладное значение. В Царицыне здесь проходила Волго-Донская железная дорога, в один ряд вдоль берега Волги размещались пристани крупнейших на Волге пароходных обществ «Самолёт», «Меркурий».

По мнению Сергея Сены, пока ведутся споры и ломаются копья градостроителей и чиновников вокруг судьбы нижней части набережной, у Волгограда остается уникальный шанс «оживить» ту прежнюю историю. Скажем, ничто не мешает разместить по линии берега Волги притягательные для туристов и горожан плавучие объекты на манер прежних пристаней старого Царицына. Там можно обустроить стилизованные под былой волжский исторический стиль плавучие кафе, гостиницы, другие места массового отдыха. Вот где таятся безграничные возможности для развития, украшения этого притягательного места.

«Волгоградцы, да и туристы, гости города никогда не пойдут на набережной любоваться какими-то скульптурами, - убежден специалист-архитектор. – Для этого у нас есть Аллея героев, есть многочисленные музеи военной истории. «Украшать» набережную скульптурами-«идолами» каких-то политиков, непонятного происхождения и назначения, не имеющих прямого отношения к Сталинградской битве, нельзя ни в кое случае».

Смотрите также: