«Малышка» тушила Сталинград

   
   

В 22-й пожарной части Волгограда уже много-много лет дремлет самая старая пожарная машина в области. Часто боевые машины называют женскими именами. Вот и эту, за малый рост и габариты (по сравнению с современной спецтехникой), ласково величают «малышка».

Родилась «малышка» в 1930 году на заводе ЗИС (завод имени Сталина). Сойдя с конвейера и поступив в пожарную часть, она сразу же заступила на дежурство. Боевых задач у неё было несколько. Во-первых, подача воды для тушения. Для этого на машине был установлен насос, который работал через кардан. Во-вторых, доставка личного состава на пожар – шесть человек экипажа и водитель.

Экипирована «малышка» была по последнему слову тогдашнего пожаротушения. На деревянной катушке были намотаны пожарные рукава. Сверху крепилась выдвижная лестница-трёхколенка. Звуковой сирены тогда не было, а вместо неё справа был колокольчик, в который пожарные громко били, спеша на происшествие.

– Кабина и лавки для экипажа были деревянные, – рассказал водитель «малышки», бригадир 22-й пожарной части ПТЦ МЧС России по Волгоградской области Виктор Орлов. – Это сейчас пожарные приезжают на место пожара в тёплых машинах, а в те годы было не так. Огнеборцы сидели под открытым небом на лавках вдоль бортов машины. Чтобы не слететь на поворотах, они держались за специальные ремни. И дождь, и снег – всё было их…

Во фронтовые 40-е «малышка», как и все пожарные машины Сталинграда, работала на спасении нефтебазы, горящих фабрик и заводов, на тушении частных домо­владений. Невзирая на пули, артобстрел, машина с деревянной кабиной и ничем не защищённые пожарные мчались на пожар. Ещё на ней перевозили снаряды, людей, раненых… Каким-то чудом, когда и от города-то почти ничего не осталось, маленькая пожарная машина уцелела в военное лихолетье.

После войны её списали и передали кондитерской фабрике, где она довольно долго перевозила грузы внутри цехов. Она уже готовилась к утилю, когда сотрудники пожарной охраны попросили вернуть им раритет. По эскизам полностью восстановили исторический облик. Дали новое «сердце» – старенький двигатель совсем пришел в негодность, поэтому его заменили на более современный – выпуска 1967 года. Сейчас она боеспособна, как и в 30-х годах, но просыпается всего раза два в год, чтобы покрасоваться на праздничных мероприятиях, где бабушку-машину обожают дети и взрослые.

   
   

Смотрите также: