Как и во всем Клетском районе, жители хутора Перелазовского наелись мяса. Сергей Чериков и меня охотно потчует борщом, шашлыком и рулетом из хрюшек. Во дворе их восемнадцать штук, а девать некуда: из-за африканской чумы свиней вывоз запретили еще летом. Можно в райцентр, но там своего мяса полно.
Запретная зона
28 июля в Котельниковском районе обнаружен первый очаг чумы, погибло полтора десятка свиней. Через день зарегистрирован падёж ещё в двух хозяйствах близ Серафимовича. В этих районах объявили карантин, ещё в восьми из второй угрожаемой зоны ввели ограничения, из-за которых жители сёл остались без средств к существованию: мясо вывозить не разрешают. Спустя полгода у Чёрикова мясом забиты все холодильники, а денег нет.
– За полгода, как район попал в угрожаемую зону, к нам один раз приезжала машина с мясокомбината. Потом и это запретили в связи со вспышкой чумы в Новоаннинском районе. Нам объяснили, что при возникновении очага поголовье будет уничтожено, дадут компенсацию. До сих пор не дали.
Глава администрации хутора Верхнечеренский Галина Лыгина переживает за всех и за себя – дома десятки бесполезных свиней:
– Нам объяснили, что мясокомбинат должен иметь оборудование для термообработки. Такое есть в Городище, но свинину там берут по 40 рублей, да и денег у них нет, предлагают бартером тушёнку.
Виктора Владимировича, её супруга, поразили слова главного ветврача страны, который говорил на телеканале «Россия» об африканской чуме: «Личные подсобные хозяйства уже достали»:
– Да, нас должны обслуживать ветеринары, и вообще возни хватает. Но ведь 70 процентов мяса и молока в области производят как раз ЛПХ.
Эпидемия барыг
В Верхнечеренском поселении четыре хутора, которые держат 2600 голов. Этим всегда жили, видя в выращивании свиней источник существования. Поэтому два года назад многие согласились участвовать в государственной программе развития ЛПХ. Глава администрации ходила по дворам, уговаривала брать кредиты и заниматься скотом. Теперь не знают, чем отдавать долги.
Чтобы выкормить одно животное, нужна тонна зерна. На стокилограммовую свинью уходит шесть с половиной тысяч рублей, а предлагают за неё не больше пяти тысяч. Пользуясь безвыходностью селян, перекупщики берут без веса, на глазок.
– Им никакие справки не нужны, – зло бросает Лыгин. – Сегодня опять «Нива» с прицепом приезжала, грузят и везут продавать в Волгоград. Как с этим бороться, никто не хочет знать. Глава администрации звонила в район, там советуют задержать «Ниву», а где полномочия?
Он считает, что диалог надо налаживать сверху. Губернатор должен изменить ситуацию, соединив интересы Роспотребнадзора, ветслужбы и ЛПХ. А сейчас каждый сам за себя.
– Правительство не думает о деревне, – говорил мне в хуторе Большая Дончанка Клетского района Виктор Матуров. – У нас двадцать домов, а работа есть у троих, и то сезонная. Свинина могла бы стать подспорьем, но закупочные цены низкие, а зерно дорогое. Мясо выходит по 60–70 рублей, а дают за него 45. В районе и области нет заготовительных пунктов. Ни свиней, ни коров никому не продашь. Только перекупщикам, они чумы не боятся.
Начальник управления ветеринарии администрации области Василий Сергеев рассказал мне, что ограничительные мероприятия в Клетском и других районах второй угрожаемой зоны продлятся как минимум до июня.
– Мы предложили селянам такой вариант: вести забой скота через Филоновский мясокомбинат, где есть колбасный цех. Ещё в Новоаннинском районе колбасный цех есть у ИП Кузнецова, который может выпускать продукцию из этой свинины.
К СЛОВУ
Ситуация по африканской чуме настолько серьёзна, что в ряде российских регионов правительство предлагает свиноводческие предприятия перепрофилируют в птицеводческие.
Смотрите также:
- В Волгоградской области из-за чумы свиней повесился фермер →
- Волгоградцы страдают от чумы свиней →
- Волгоградцам подбросили чуму →