В преддверии 1 июня – на этот день назначено заседание в арбитражном суде Волгограда по поводу дальнейшей судьбы ЗАО «Волгоградского металлургического завода «Красный Октябрь» – бушуют громкие споры и дебаты. Неоднократно в адрес предприятия со стороны СМИ были высказаны необоснованные обвинения в несостоятельности завода, использовании ситуации кризиса в собственных целях, попытке преднамеренного банкротства и т.д.
Воспользоваться кризисом? Звучит, по меньшей мере, нелепо. На металлургическом гиганте задействовано 8279 человек. Судьба заводчан напрямую зависит от дальнейшей судьбы предприятия, на котором в данный момент введена процедура наблюдения.
С самых первых дней нагрянувшего финансового кризиса «Красный Октябрь» боролся, выживал, с целью сохранения коллектива работал себе в убыток. Помощи было ждать неоткуда. Из-за резкого падения общемирового спроса на металлопродукцию с октября 2008 года по август 2009-го возникла кредиторская задолженность. В мае 2009 года спад производства был пиковым и составил относительно 2008 года 86 процентов, то есть почти семь раз. Однако «дно кризиса» было пройдено, с июня 2009 года предприятие начало постепенно увеличивать объёмы производства, появились крупные заказы, включая заказ Росатома на оборонную продукцию. К апрелю 2010 года уровень объёма производства завода сравнялся с уровнем 2008 года, то есть предприятию удалось достичь докризисного уровня, или так называемую точку безубыточности (для сравнения, выплавка стали в ноябре 2008 года составила 25,5 тысячи тонн, в апреле 2010 – 37,2 тысячи тонн). И это притом, что цены на электроэнергию и металлолом растут несоизмеримо росту производства!
Для выполнения нарастающего объёма заказов в электросталеплавильном цехе №2 завода «Красный Октябрь» готовится к пуску законсервированная в период кризиса печь №5. Пуск печи №5 в работу обеспечит предприятию дополнительную загрузку и увеличение объемов производства. На данном этапе на заводе «Красный Октябрь» сформирована программа развития, рассчитанная на период 2010 – 2016 годов. Она разбита на ряд этапов, среди которых основные – это реконструкция и модернизация сталеплавильного производства, вывод на современный уровень листопрокатного и калибровочного производств, реконструкция копрового хозяйства завода.
Положение на «Красном Октябре» в принципе такое же, как и на остальных металлургических заводах в стране. Кризис прошёлся по всем предприятиям – теперь пришло время исправлять ситуацию. К примеру, Златоустовский метзавод практически так же пострадал в момент кризиса, однако сейчас ведутся переговоры о приобретении его активов с группой «Мечел».
В случае с «Красным Октябрём» другая ситуация. На собрании кредиторов, после оглашения финансового анализа предприятия, арбитражный управляющий сделал акцент на конкурсном производстве как процедуре, вводимой на предприятии после процедуры наблюдения. И это при динамично развивающемся производстве предприятия, при растущем портфеле заказов и ясной перспективе на дальнейшее развитие! Кредиторы, однако, чьё решение могло быть определяющим, не поддержали данного направления, и вопрос о введении конкурсного производства на собрании был отклонён.
Также общественности не даёт покоя вопрос об имуществе завода, которое он якобы передал в собственность другому предприятию. Для ясности стоит обратиться опять к тому же кризису, карабкаясь из которого завод использовал возможность участия в федеральных целевых программах по развитию спецмашиностроения. Для получения лицензий, дающих право участия в программе, на базе завода «Красный Октябрь» былo создано дочернее предприятие ОАО «Русспецмаш», которое объединило имущественный комплекс «Красного Октября» и производственной площадки «Баррикады». Имущество этих предприятий составляет единый комплекс, активы которого принадлежат группе РТ-МЕТАЛЛУРГИЯ, входящей в свою очередь в состав ГК «Ростехнологии».
Все изменения, связанные с данными предприятиями, были сделаны только с одной целью – улучшить финансовое состояние ЗАО «Красный Октябрь», повысить его конкурентоспособность. Тенденция к росту теперь уже реально просматривается, предприятие стоит на пути восстановления платежеспособности. Так кому же выгодно вводить на предприятии конкурсное производство: кредиторам, работникам, конкурентам? Признанный банкротом, завод тут же потеряет своих постоянных и потенциальных заказчиков, объёмы производства упадут до мизерных, что грозит остановкой «Красного Октября». А дальше начнётся процесс смены собственника, или, быть может, именно это является причиной такого безудержного желания обанкротить завод?
Какова же участь трудового коллектива предприятия при введении конкурсного производства?
Согласно статье №142 ФЗ о банкротстве на градообразующем предприятии подразумевается сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов коллектива, и то только в течение трёх лет. Неужели для такого вот исхода руководство предприятия боролось с напирающим кризисом, прилагая все усилия для сохранения коллектива?
Даже в самые трудные для предприятия времена, при упавших объёмах производства и сокращенной рабочей неделе на «Красном Октябре» не было сокращения персонала. Практически первым в области завод «Красный Октябрь» заявил о своем участии в федеральных антикризисных мерах: программе временной занятости и программе опережающего обучения, что помогло сохранить высококвалифицированный персонал предприятия. Пожалуй, после стольких испытаний коллектив завода «Красный Октябрь» достоин лучшей участи, чем банкротство градообразующего предприятия.
Смотрите также:
- Шанс упущен. В чем причина промышленного кризиса в Волгоградской области →
- Слухи о сокращении на «Химпроме» оказались преувеличены →
- «Красный Октябрь», вперед! →