Мания Жизелей

   
   

«Мы ощущаем мир на кончиках пальцев ног», – говорит главный балетмейстер Царицынской оперы Татьяна Ерохина.

Перед каждым выступлением труппы на новом месте она, режиссёр-поста­новщик, самолично обшаривает всю сцену на коленях: не дай бог, ямка или углубление. Балерина в фуэте может сломать ногу. И как потом в гипсе танцевать «Лебединое озеро»? Но есть ощущение, что местные подвижники балета танцевали бы и в гипсе – столько трудностей им приходится преодолевать ради дела. Совсем как легендарным русским танцовщикам революционных лет, о которых рассказано в фильме Алексея Учителя «Мания Жизели».

«Балетная диета – блеф»

В прошлом году из-за затянувшегося ремонта Царицынской оперы балетные спектакли можно было увидеть только в ТЮЗе, ДК «Химик» или ДК «Октябрь». Из-за выступлений труппы от случая к случаю волгоградцы успели подзабыть, что в городе есть свой балет. А многие о нём и вовсе не знают. Управление культуры Волгоградской области, видимо, не считает нужным популяризировать это не самое народное из искусств. Однако во время выступлений балета в зале полно молодёжи. Парни и девушки приходят за кулисы с цветами и словами восхищения. А вот ни одного чиновника ни на одном из выступлений, по словам Татьяны Ерохиной, так ни разу и не было. Может, они тоже не в курсе, что в Волгограде есть балет? Что средняя зарплата артиста балета в Царицынской опере – 3600 рублей, а у примы-балерины, два часа танцующей прославленную Улановой партию Жизели, – 5 800 рублей?

– Это голодный паёк, чтобы балерины не растолстели, – предполагаю я. – Так легче соблюдать балетную диету?

– Когда я слышу по телевизору, как известная на всю страну балерина говорит, что ей постоянно приходится сидеть на диете, мне становится смешно, – опровергает миф Татьяна Ерохина. – Если балерины будут голодать, они не смогут ноги передвигать. Ведь каждый танец у нас – это колоссальный расход калорий. Как и все балерины, я в своё время за полтора месяца вернула форму после родов, едва вышла из декрета. Наши артисты тратят столько энергии, что могут позволить себе и тортики. Но, боюсь, с такой зарплатой, как сейчас, труппа может перестать существовать!

   
   

Танцующие в Доме быта

Выросший из детского театра балета при филармонии, переданный при реорганизации Царицынской опере волгоградский балет с 2004 года не увеличил состав: 17 человек – предел штатного расписания. А для нормальной труппы нужно человек 40. Артисты – студенты волгоградских вузов. Жизель – Ирина Яблуновская недавно стала аспирантом ВолГУ на кафедре филологии. И, несмотря на мизерные зарплаты, на репетиции в не самом приспособленном помещении – на верхнем этаже Ворошиловского Дома быта, на выступления после лекций и лабораторных, эти молодые люди хотят танцевать. Балет – это их жизнь.

Директор Царицынской оперы Владимир Федерас идёт навстречу балетным проектам. Так, в прошлом году над волгоградской «Жизелью» работала постановочная группа из Большого театра: художник по костюмам Елена Зайцева, декорации – Сергей Тимонин и художник по свету Сергей Шевченко.

– Это наш оригинальный спектакль, – утверждает Татьяна Ерохина. – Не изменив хореографию Коралли и эпизоды Петипа, мы изменили трактовку. Во втором акте у нас нет кладбища. Вместо этого со смертью Жизели замирает жизнь в деревне: заброшенные фермы, пересохший фонтан. И виллисы, преследующие графа Альберта, у нас не просто призраки невест, умерших в день свадьбы. А злобные, зомбированные предводительницей Миртой создания, брошенные у алтаря и разъярённые. Изначально, в XIX веке, Жизель, став виллисой, убивала Альберта. Потом зрители потребовали заменить месть на хеп­пи-энд: на песнь торжествующей после смерти любви. У нас Жизель оттягивает момент смерти Альберта и спасает его, но всё же это – уже совсем другая Жизель-виллиса. А главный злодей в спектакле не Альберт, а Ганс, безнадёжно влюблённый в Жизель.

Свежий взгляд на классику ждёт и новые спектакли волгоградского балета. Несмотря на урезанное из-за кризиса финансирование, в Царицынской опере идут репетиции «Паваны мавра» по трагедии Шекспира «Отелло», «Дон Кихота» и «Шопенианы».

– Что бы вы загадали на старый Новый год? Какую мечту?

– Мечтаем о достойной зарплате и своей сцене. И в этом году сцена у нас наконец появится в Царицынской опере, выступления балета станут регулярными. Уже в марте ждём зрителей на премьеры!

Смотрите также: