Игры и тайны. В Волгограде растет пропасть между чиновниками и народом

Олеся Ходунова / АиФ-Волгоград

Областные депутаты 11 ноября рассмотрели во втором чтении проект бюджета на 2015 год. расходы на ключевые социальные сферы, согласно законопроекту, сократятся как минимум на 12 процентов, госдолг области вырастет до 49 млрд. рублей.     
   

Почему обсуждение бюджета происходит в отрыве от общественности? И что даст региону реформа местного само­управления? Об этом говорим с председателем облдумы первого созыва, членом региональной Общественной палаты Леонидом СЕМЕРГЕЕМ.

Бюджетные тайны 

- Леонид Васильевич, вы опытный законодатель. Какие отклики вызвал у вас проект областного бюджета на следующий год?

- В бюджетном послании в 2013 году президент Путин применил принципиально новое толкование бюджетного процесса на местах, обозначив необходимость формирования «народных бюджетов» - финансовых документов, понятных гражданам. Допустим, рядовой пользователь Интернета заходит на сайт регионального правительства, находит там проект бюджета на будущий период. И видит, сколько и в каком районе области будет потрачено на близкую ему отрасль. Вооружившись подобными знаниями, любой житель области сможет точно сопоставить бюджетную обеспеченность своей профессиональной отрасли с аналогичными показателями не только в соседних районах, но в других регионах и даже странах. Так люди могли бы сами, а не со страниц власть-зависимых СМИ узнавать, лучше или хуже они стали жить. И ещё.  Финансовый документ должен быть составлен так, чтобы все уровни бюджетов - от федерального до поселкового - сопрягались и могли взаимодействовать.

- А что получается у нас на практике? 

- В опубликованном проекте областного бюджета на 2015 год и на плановый период до 2017 года - более 600 страниц. В основном это таблицы со строчками, понятными лишь узкому специалисту. При этом «зашифрован» документ таким образом, что даже в облдуме и региональном правительстве не наберётся и десятка персон, способных профессионально прочесть и проанализировать подобный документ. Лично я неоднократно предлагал депутатам областной и городской дум создать группу для подготовки информации о доходах - расходах бюджета в понятном для жителей виде. Ведь наполняем бюджет своими налогами именно мы, и потому крайне интересно знать, куда же идут наши денежки! Увы, ответа пока нет, и у меня есть подозрения, что его не будет вообще. 

Игры с тенью

- Недавно в Госдуму внесли поправки в Налоговый кодекс, которые дают муниципалитетам право вводить региональные сборы с предпринимателей. Не подкосит ли это малый бизнес?

Досье
Леонид Семергей родился в 1946 г. в Сталинграде. Окончил Волгоградский политехнический институт и Высшую школу КГБ СССР. В 1993 году избран депутатом, год спустя - председателем облдумы. Представлял Волгоградскую область в Совете Федерации РФ. Член Общественной палаты Волгоградской области, входит в штаб регионального отделения Общероссийского народного фронта.
   
   

- Эта новация федерального Минфина выглядит несвоевременно и даже нелепо. У малого бизнеса сегодня и так масса  проблем, решению которых данные поправки в Налоговый кодекс способствовать не будут.  Чего желают авторы подобного предложения? Окончательно загнать малый бизнес в угол? Лет 80 назад подобные предложения назвали бы «вредительством». А вот какие формулировки применить сейчас?.. Даже на очередную гримасу либеральных экономистов-реформаторов это мало похоже. Разве что на отчаянную попытку государства взять для бюджета деньги там, где их брать нельзя категорически. 

- Не один год вы состояли в руководстве региональной «Деловой России». На ваш взгляд, нынешняя власть вообще прислушивается к пожеланиям бизнеса?

- Все попытки «наладить диалог» между властью и бизнесом происходили у нас по пугающе однотипной схеме. Очередной новый мэр или новый руководитель комитета или департамента по работе с предпринимателями собирал предпринимательские объединения, выслушивал пожелания. И дальше - тишина!  Поэтому я сейчас даже не могу точно сказать, что должен содержать очередной «пакет пожеланий» от предпринимателей к власти. В первую очередь власть должна перестать играть с бизнесом в прятки, разговаривать об отвлечённых материях. А вместо этого - помогать. Скажем, наладить чёткий кадровый учёт для малого бизнеса. Ведь сегодняшний бардак в кадровых документах в малых предприятиях, отсутствие внятного документооборота произведёт оглушительный отрицательный эффект. Особенно в момент, когда наёмные сотрудники малых предприятий начнут массово оформлять себе пенсии, а архивов практически нет, приказов по кадрам нет. Это может привести к сильнейшему социальному взрыву.

- У нас в очередной раз пытаются изменить систему местного самоуправления  путём создания районных дум или районных советов.

- Я хочу обратиться к предостережению крупнейшего эксперта по местному самоуправлению Александра Костюкова.  Он напомнил о том, что подобные «эксперименты» с местным самоуправлением антиконституционны и глубоко опасны, поскольку они означают фактически ликвидацию местного самоуправления в мегаполисах, земедление темпов экономического развития крупных городов. 

- А как насчёт заверений о большей близости  власти к народу при подобной модели?   

 - Да чушь всё это! Близость власти к народу - это состояние души чиновника, депутата, а не расстояние от народа до физического тела чиновника. Мне посчастливилось работать  с действительно народным губернатором - Иваном Шабуниным. Иногда прямо посреди улицы он по-простому беседовал с людьми, понимал проблемы любого собеседника - доярки, завхоза, рабочего. Такие способности чиновник должен воспитать в себе сам. Никакие «народные приёмные», районные и общественные думы ближе власть к народу не сделают! 

Смотрите также: