Почему обсуждение бюджета происходит в отрыве от общественности? И что даст региону реформа местного самоуправления? Об этом говорим с председателем облдумы первого созыва, членом региональной Общественной палаты Леонидом СЕМЕРГЕЕМ.
Бюджетные тайны
- Леонид Васильевич, вы опытный законодатель. Какие отклики вызвал у вас проект областного бюджета на следующий год?
- В бюджетном послании в 2013 году президент Путин применил принципиально новое толкование бюджетного процесса на местах, обозначив необходимость формирования «народных бюджетов» - финансовых документов, понятных гражданам. Допустим, рядовой пользователь Интернета заходит на сайт регионального правительства, находит там проект бюджета на будущий период. И видит, сколько и в каком районе области будет потрачено на близкую ему отрасль. Вооружившись подобными знаниями, любой житель области сможет точно сопоставить бюджетную обеспеченность своей профессиональной отрасли с аналогичными показателями не только в соседних районах, но в других регионах и даже странах. Так люди могли бы сами, а не со страниц власть-зависимых СМИ узнавать, лучше или хуже они стали жить. И ещё. Финансовый документ должен быть составлен так, чтобы все уровни бюджетов - от федерального до поселкового - сопрягались и могли взаимодействовать.
- А что получается у нас на практике?
- В опубликованном проекте областного бюджета на 2015 год и на плановый период до 2017 года - более 600 страниц. В основном это таблицы со строчками, понятными лишь узкому специалисту. При этом «зашифрован» документ таким образом, что даже в облдуме и региональном правительстве не наберётся и десятка персон, способных профессионально прочесть и проанализировать подобный документ. Лично я неоднократно предлагал депутатам областной и городской дум создать группу для подготовки информации о доходах - расходах бюджета в понятном для жителей виде. Ведь наполняем бюджет своими налогами именно мы, и потому крайне интересно знать, куда же идут наши денежки! Увы, ответа пока нет, и у меня есть подозрения, что его не будет вообще.
Игры с тенью
- Недавно в Госдуму внесли поправки в Налоговый кодекс, которые дают муниципалитетам право вводить региональные сборы с предпринимателей. Не подкосит ли это малый бизнес?
- Эта новация федерального Минфина выглядит несвоевременно и даже нелепо. У малого бизнеса сегодня и так масса проблем, решению которых данные поправки в Налоговый кодекс способствовать не будут. Чего желают авторы подобного предложения? Окончательно загнать малый бизнес в угол? Лет 80 назад подобные предложения назвали бы «вредительством». А вот какие формулировки применить сейчас?.. Даже на очередную гримасу либеральных экономистов-реформаторов это мало похоже. Разве что на отчаянную попытку государства взять для бюджета деньги там, где их брать нельзя категорически.
- Не один год вы состояли в руководстве региональной «Деловой России». На ваш взгляд, нынешняя власть вообще прислушивается к пожеланиям бизнеса?
- Все попытки «наладить диалог» между властью и бизнесом происходили у нас по пугающе однотипной схеме. Очередной новый мэр или новый руководитель комитета или департамента по работе с предпринимателями собирал предпринимательские объединения, выслушивал пожелания. И дальше - тишина! Поэтому я сейчас даже не могу точно сказать, что должен содержать очередной «пакет пожеланий» от предпринимателей к власти. В первую очередь власть должна перестать играть с бизнесом в прятки, разговаривать об отвлечённых материях. А вместо этого - помогать. Скажем, наладить чёткий кадровый учёт для малого бизнеса. Ведь сегодняшний бардак в кадровых документах в малых предприятиях, отсутствие внятного документооборота произведёт оглушительный отрицательный эффект. Особенно в момент, когда наёмные сотрудники малых предприятий начнут массово оформлять себе пенсии, а архивов практически нет, приказов по кадрам нет. Это может привести к сильнейшему социальному взрыву.
- У нас в очередной раз пытаются изменить систему местного самоуправления путём создания районных дум или районных советов.
- Я хочу обратиться к предостережению крупнейшего эксперта по местному самоуправлению Александра Костюкова. Он напомнил о том, что подобные «эксперименты» с местным самоуправлением антиконституционны и глубоко опасны, поскольку они означают фактически ликвидацию местного самоуправления в мегаполисах, земедление темпов экономического развития крупных городов.
- А как насчёт заверений о большей близости власти к народу при подобной модели?
- Да чушь всё это! Близость власти к народу - это состояние души чиновника, депутата, а не расстояние от народа до физического тела чиновника. Мне посчастливилось работать с действительно народным губернатором - Иваном Шабуниным. Иногда прямо посреди улицы он по-простому беседовал с людьми, понимал проблемы любого собеседника - доярки, завхоза, рабочего. Такие способности чиновник должен воспитать в себе сам. Никакие «народные приёмные», районные и общественные думы ближе власть к народу не сделают!
Смотрите также:
- Экологи назвали действия по благоустройству Волгограда безграмотными →
- Николай Паршин: Чиновникам пора снять розовые очки →
- Волгоградцы выберут мэра →