Волгоград, 3 июня – АиФ-Волгоград. В субботу, 1 июня, скончалась вдова бывшего губернатора Волгоградской области Ивана Шабунина. Но Иветта Михайловна сама была личностью незаурядной и весьма заметным человеком в масштабах нашего города. В 2012 году Шабунина дала интервью газете «АиФ-Нижнее Поволжье». Мы публикуем этот материал на нашем сайте.
О родных и близких
– Иветта Михайловна, расскажите о своей семье.
– Папа – полугрузин, полуармянин, командовал лесозаготовками на юге России. Мама – потомственная казачка, работала ветеринарным врачом. Мой дедушка – основатель артиллерии Закавказья, полковник царской армии. Бабушка – Бобо – грузинская княгиня, была концертмейстером в оперном театре. Дома у нас звучала русская, грузинская и французская речь. Когда мама родила нас, близнецов, приехав в Новочеркасск к родителям, папа навестил роженицу, а ночью его забрали из дома и без суда отправили на Колыму. Аристократ 12 лет долбил лопатой землю. Выжил благодаря своей выносливости. Папа вернулся, не утратив оптимизма, музицировал, пел Вертинского. Он умер, не дожив двух месяцев до 90 лет.
– Что вас, таких разных, сблизило с Иваном Шабуниным?
– Мы оба учились в сельскохозяйственном институте. Помню, Ваня рассказывал мне что-то из Шолохова. И я удивилась, как у этого деревенского мальчика такая феноменальная память. Меня поражало, что ему доступны глубокие нюансы произведений. Он был удивительно целомудрен. Например, я могла рассказать фривольный анекдот в любом обществе, но при нём никогда. Такого было его влияние на всех.
– Трудно было быть женой такого человека?
– Я понимала, что это государственный человек, махина. Как-то меня в вузе попросили передать наши семейные фото. Я нашла снимки, где Иван Петрович с артистами, доярками, главнокомандующим, а с семьёй – нет. Хотя семью он очень любил. Просто Ваня был действительно государственным человеком. Довольствовался малым. Он на пенсию вышел, даже не купив себе машины. Охрана ему была не нужна, вопреки приказу Ельцина. «От кого охранять? – говорил он. – Это мы слуги народа».
– Кто ваши друзья?
– С однокурсниками мы дружим более полувека. Учились на одном факультете. Жили в одной комнате в общежитии. Эти деревенские девочки подарили мне столько внимания, теплоты и заботы! Чтобы не ценить их и не быть причастным к их кругу, надо было быть круглой дурой.
Как-то мне жена одного из высокопоставленных чиновников сказала: «Иветта, вам пора менять друзей». Я говорю: «Да ни за что. Ни одного облачка за всю жизнь меж нами не было». И сейчас они всегда рядом со мной. Сегодня мне нездоровилось, пришлось ночью вызывать «скорую», а утром я уже была не одна.
О потерянном поколении
– Вы занимаетесь преподавательской деятельностью с 1966 года. Насколько совершенно наше образование?
– В последнее время его уровень значительно снизился. Одна из причин – коммерциализация – заплатил деньги и поступил. Люди получают «двойки», пропускают занятия, но платят, а значит, учатся. Преподавателей унизили до нищенской зарплаты, все вынуждены работать дополнительно. Раньше доцент мог на свою зарплату содержать семью. В 70-е годы, например, я получала 400 рублей (320 руб. – основной оклад, остальные – хоздоговорные). А сейчас мне молодые коллеги заявляют: вы говорите, такая честь в университете быть доцентом, а мы хотим в хороших сапогах ходить.
– Считаете ли вы, что современная молодежь – потерянное поколение?
– Помню, как ректор Ростовского государственного университета Юрий Жданов говорил, во время лекций оставляйте время для того, чтобы обсудить, что произошло в группе, вузе, городе, стране, мире. Преподавателям надо жить жизнью молодых. Читать, те же книги, ходить в те же театры, даже «Дом-2» смотреть. Мне вот некоторые из молодого поколения заявляют: «Дом-2 – это мы!». Нет, молодёжь сейчас более талантливая. Надо только дать им возможность духовно совершенствоваться, меньше было бы лжи в обществе, стране.
– И что же, вы стали наблюдать за жизнью в периметре?
– Да, только я не верю, что все эти распущенные девицы и ленивые парни – идеал нашей молодёжи. У этого поколения слабовато с идеалами, и виновато в этом взрослое поколение. Если мы свято верили, что надо трудиться, честно добиваться поставленных целей, то сегодня в силу комплекса объективных причин приспособленчество и деньги стали для многих главными ценностями. У нас люди не стесняются таких качеств, как месть, враньё, зависть. Понятия об уме и глупости, умение жить по сегодняшним меркам поменялись местами.
Об ошибках и руководителях
– Каким, по-вашему, должен быть руководитель региона?
– Меньше забалтывать проблемы, больше работать и судить людей по делам. Вот это было бы идеально! Правда?
– Всё ли правильно делает современная власть для волгоградцев?
– Плохо в сфере сельского хозяйства. Поля не дают и половины тех объёмов продукции, что было в советские времена. Саранча разводится в наших же камышах и на заброшенных землях. Животноводства сошло на нет. А во что превратилась Волго-Ахтубинская пойма?! Не менее 60% реликтового дубового леса исчезло. Пусты колодцы, малые реки, ерики пересохли. Такое достояние планеты загубили из-за нерадивого руководства. Сельское аграрное хозяйство однозначно необходимо поднимать. Переносить токсические производства за город, модернизация промышленности должна начаться с очистных сооружений. Забалтывать экологические проблемы – преступление. Новому губернатору предстоит решить множество системных вопросов.
– В прошлом году министерство сельского хозяйства приняло решение возрождать мелиорацию.
– Только эта затратная сфера должна быть выверена технологически и экономическими критериями. Был и другой крен – оросить там, где этого делать было нельзя. В своё время Иван Петрович выступил один против безудержной мелиорации, за что и поплатился должностью.
– Знаю, что вы уже познакомились с новым руководителем области.
– С Сергеем Боженовым мы познакомились на открытии кабинета региональной экономики в ВолГУ, который ректор открыл в честь памяти Шабунина. Губернатор мне понравился. Очень открытый человек. Я взяла на себя ответственность и сказала ему, что волгоградцы на него надеются, что ему удастся оживить деловую активность и дать простор бизнесу, производству. Он ответил, что будет очень стараться. По словам губернатора, прежде чем начать работать в регионе, он изучил динамику развития Волгоградской области. Его поразило, что в 90-е годы у нас были самые высокие показатели в сфере промышленности, сельского хозяйства и в целом экономики. Помню, как Ваня летел в самолёте с вице-губернатором, тот стал хвастать, что, мол, начали разведывать полезные ископаемые. Так Ваня сказал ему: «Когда садишься за стол, где сидел твой предшественник, поинтересуйся, что там в столе». У нас ведь уже всё разведано было, более того, есть и проекты их использования. И калийные соли в Котельниковском районе, и запасы бишофита, даже золото найдено. Были необходимы лишь инвестиции и исполнители.
О счастье
– Какой, по-вашему, должна быть первая леди региона?
– Не знаю, какой я женой была для Вани, не мне судить. Я часто советовала ему умерить пыл «кающейся Магдалины». Он за всё ответственность брал на себя. «Раз меня поставили на эту должность, значит, я за всё отвечаю». Первой леди не нужна холодность, индюшиное чванство, алчность, но и нарочитая упрощённость тоже ни к чему. Этот человек должен чувствовать правду нутром, быть естественной и стараться делать добро.
– Вы вошли в сотню самых богатых людей Волгоградской области.
– И это ложь, но думаю, что не невинная. Мне часто изменял принцип – хвалу и клевету приемли равнодушно. Я всегда переживаю. Ходят разговоры, что я базары распродаю, магазины мебельные открываю. Ещё недавно узнала, что являюсь руководителем левого либерального крыла научной интеллигенции. Хотелось бы знать, кто под моим крылом находится?
– Вы можете назвать себя счастливым человеком?
– Если бы моя старшая дочь была жива, при всех сложностях я бы сказала, что у меня удивительно удачная судьба и я очень счастливая женщина.
Смотрите также:
- Иветта Шабунина: «Ум и глупость поменялись местами» (21.03.2012) →
- Борис Екимов: «Демократия не приходит сразу, она подрастает» →
- Волгоградец повторил подвиг Александра Матросова →