Политолог Александр Кынев: «Разговоры о «красных поясах» были мифом»

Фото: из личного архива Александра КЫНЕВА

   
   

Почему в России и в Волгограде в частности не приживается система сити-менеджеров? Как скоро в городе-герое завершится управленческое безвременье?

Об этом мы беседуем с побывавшим на днях в нашем регионе известным российским политологом Александром Кыневым. 

«Красные пояса» были иллюзией

– Александр Владимирович, в своё время существовало стойкое определение Волгоградской области как «красного пояса». Сегодня коммунистов во власти нет. Кто мы теперь?

– Сразу хотел отметить, что любые разговоры о «красных поясах» на политической карте страны даже 10–15 лет назад были не более чем иллюзией, мифом. Сегодня политический расклад в различных регионах диктует не идеология, а совершенно иные причины – социокультурная традиция, национальная, экономическая ситуация. На них и нужно опираться при анализе регионов в первую очередь. Скажу так: с этих позиций сегодня мы имеем по стране ситуацию «красные пояса наоборот». Те регионы, что ещё совсем недавно на 80–90% голосовали на выборах любого уровня за КПРФ, сегодня стремительно «перекрасились». Там теперь результаты голосования с точностью до наоборот «за» партию власти – «Единую Россию». Причём, если раньше поддержку оппозиционным партиям на выборах традиционно давала сельская местность, а крупные промышленные города и культурные центры были «островками поддержки» пропрезидентских партий, сегодня всё наоборот. Возникает невольная мысль – неужели за считанные годы, а то и месяцы весь электорат поголовно изменил свои идеологические пристрастия? Разумеется, это не так. Избиратель качественно остался тем же. И голосует он столь же осознанно, что и прежде. Скажем, в Москве на последних выборах в Госдуму самый лучший результат КПРФ получила в избирательном округе, где расположен МГУ. И что, теперь прикажете относить преподавателей и студентов ведущего вуза страны к коммунистам?! Разумеется, это полная чушь. 

– Так в чём тогда причины переворота в сознании избирателей? 

– Весьма интересны корни явления: почему сельская глубинка ещё совсем недавно – в «нулевые», в 90-е годы часто голосовала за КПРФ. Тогда существовала некая фантомная боль – СССР распался, а КПРФ, правопреемник КПСС и как бы «символ» того государства и той власти, – вот она, в предвыборном списке. Сейчас фантомная иллюзия возврата к Советскому Союзу отодвинулась временем. Сельский и, ещё раз подчёркиваю, весьма консервативный электорат это прекрасно уловил и стал поддерживать нынешний политический символ власти – «Единую Россию». Если в будущем появится ещё более «государственная» и «президентская» партия – голоса автоматически перекочуют туда.

   
   

Досидеть до понедельника

– Хотелось бы обратиться к проблеме легитимности и авторитета местной власти в нашем Волгограде. Откуда, на ваш взгляд, причины затянувшегося хаоса в управлении городом?

– Надеяться на то, что разнообразные и. о. и исполняющие обязанности сити-менеджера возьмут у вас в Волгограде на себя полноту ответственности за происходящее в городе, по крайней мере наивно. Чиновник, назначенный на время, непременно и мыслит рамками ограниченных временных категорий. Брать на себя всю ответственность за настоящее и будущее города в полной мере может только напрямую избранный населением глава города. У вас в Волгограде сейчас типичное время не мэров, а «серых клерков» – деятелей, которым бы «досидеть до понедельника», и желательно без особых взлётов или скандалов. Затем так же бесцветно и незаметно покинуть свои «высочайшие» должности. Но такая схема не развивает местное самоуправление, а скорее очень быстро приводит к его деградации.

– Полагаете, система сити-менеджера была изначально обречена?  

– Полагаю, в предлагаемой при этом конструкции «двуглавая власть» – глава города и назначаемый сити-менеджер вместо избираемого мэра – была изначально непонятна и трудно представима абсолютному большинству населения. В наших российских традициях непременно есть такой момент: нам нужно всегда персонифицировать власть, укладывать в сознании с конкретно взятой личностью. Если на вершине местной власти оказывается сразу двое, то в глазах рядовых горожан это всё равно, что никого. Круг замкнулся. 

– Что послужит сигналом к окончательному «слому» этой неработающей системы применительно именно к Волгограду?

– Перемены в первую очередь идут с федерального законодательного уровня. На сегодняшний момент, согласно вступившим в силу федеральным законодательным инновациям, в тех представительных местных органах, где избирается более 20 депутатов, неизбежны выборы по смешанной системе – половина депутатов пойдут на выборы по партийным спискам, половина будут «одномандатниками». Такая система выборов будет означать по крайней мере совершенно иной качественный состав Волгоградской гордумы. В ней партии власти будет много сложнее занять доминирующее положение по ключевым позициям. В то же время возрастёт роль того, что я обычно называю «шантажным потенциалом», – влияния на гордуму более мелких депутатских групп и объединений. Стоит также учитывать, что и сама «Единая Россия» в любом регионе – и ваш Волгоград не исключение – это не некий монолит интересов, одно сверхобъединение людей порой с различными, диаметрально противоположными интересами и устремлениями. Это, знаете, как построить в шеренгу и заставить идти в ногу людей, которые непрерывно ссорятся и скандалят в строю, а то и устраивают друг другу подножки. В таких случаях трудно заранее предполагать, какая из внутренних «микрогруппировок влияния» возьмёт верх. Я в данном случае не разделяю оптимизма некоторых волгоградских политических наблюдателей. Думаю, система прямых выборов мэра вернётся в город не очень скоро.

ДОСЬЕ

Александр Владимирович Кынев родился в 1975 году в посёлке Тракт Княжпогостского района Коми АССР. В 1997 окончил отделение политологии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. С 2006-го – руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики. Член Ассоциации политических экспертов и консультантов. 

Смотрите также: