Простые истины
- Денис Олегович, говорят, что Волгоград чуть ли не рекордсмен в ЮФО по числу жалоб жителей на качество коммунальных услуг. С чем это связано?
- Не хочу никого обижать, но часто наши жители не могут преодолеть иждивенческие настроения и понять простую истину: дом - его подъезды, этажи, лестничные переходы, лифты - это по действующему законодательству тоже их собственность. От того, как жильцы относятся к этому имуществу, во многом зависит чистота в подъезде, на межэтажных переходах, сохранность лифта, дверей и так далее. Мы со своей стороны готовы качественно обслуживать это имущество. Квалификация наших специалистов это позволяет сделать. Но все ремонтные работы мы делаем на средства, которые собираем с жильцов за жилищные услуги. Других источников просто не существует. О расходовании денег мы готовы отчитываться не раз в квартал, как прописано в законодательстве, а по первому требованию любого из жильцов. Причём мы намерены это делать в максимально доступной для простого человека форме. В любой момент мы можем предоставить все бухгалтерские документы, акты сверок по своим платежам. Параллельно мы работаем над тем, чтобы информационный сайт нашей компании не просто содержал максимум полезной информации, а взаимодействовал с собственниками жилья в «диалоговом» постоянном режиме.
- Вы трудитесь в компании «Жильё-46» с 2009 года, а двумя годами позже возглавили саму организацию. Как изменились за время вашего руководства принципы работы компании?
- Мы стараемся работать так, чтобы нам не было ни стыдно, ни досадно за результаты нашего труда ни перед коллегами по отрасли, ни перед городом в целом, ни перед нашими жильцами. Это не осталось незаметным для экспертов в сфере ЖКХ. По итогам конкурса «Лучший налогоплательщик 2012 года» мы отмечены в качестве победителей. Наши усилия признали и на всероссийском конкурсе «100 лучших предприятий и организаций России» в разделе «Лучшее предприятие ЖКХ». Коммунальный бизнес - материя очень сложная. И хорошая репутация здесь дорогого стоит. Поэтому мы сегодня делаем максимум, чтобы стать лучшими в своей сфере. Если речь идёт о таком «качестве» жилого фонда, каким он представлен у нас, а это часто дома 50 - 70-х годов постройки, то даётся поставленная цель весьма и весьма нелегко. Есть и другие существенные проблемы - нехватка персонала, неплатежи, мягко говоря, невысокая правовая грамотность населения. Но как шутят в таких случаях юристы, если человек совершает уголовное преступление, то незнание закона не освобождает его от ответственности, а если не знает даже основ Жилищного кодекса, и ведёт себя в диалоге с коммунальными управляющими компаниями соответствующим образом. Но таким гражданам приходится раз за разом объяснять буквально на пальцах, в чём его права и обязанности как собственника жилья, а в чём коммунальных операторов и поставщиков ресурсов. В любом случае правовой нигилизм населения необходимо преодолевать всеми доступными методами.
Афоня теперь в прошлом
- Как много работает у вас специалистов из числа персонала по обслуживанию дома - слесарей-сантехников, электромонтёров, ремонтников, уборщиков?
- В компании работают около 300 квалифицированных специалистов. Костяк нашего коллектива составляют опытнейшие высококвалифицированные сотрудники, которые, несмотря на скромные зарплаты, работают не за страх, а за совесть. Наша компания сертифицирована на ремонтные работы любой степени сложности. В основном у нас трудятся кадры ещё советских времён. Дефицит есть. Но мы стараемся уборку дворов и подъездов проводить своевременно. Если нужно, делаем это бригадным подрядом. Любые аварии, порывы и так далее стараемся также устранять максимально оперативно. Думаю, известный киноперсонаж - слесарь Афоня из комедии Данелия у нас бы точно не прижился. Наших слесарей и электриков не нужно уговаривать, чтобы они приняли заказ, сразу его бы отработали.
- Как у вас обстоит дело со своевременными расчетами с «ресурсниками»?
- Долг нашего предприятия перед ресурсоснабжающими организациями сегодня обозначился на уровне 90 405 741 руб. и снижается не так быстро, как этого хотелось бы. Проблема в том, что наш долг перед организациями-поставщиками заметно скромнее, чем задолженность перед нами со стороны самих жильцов. Сумма этого долга, даже с учётом солидного жилого фонда, что мы обслуживаем, весьма велика - порядка 114 млн. руб. В итоге такого финансового «баланса» мы вынуждены вести режим максимальной рационализации всех своих трат, чтобы снижать задолженность. Одновременно мы стараемся проводить разъяснительную работу среди жильцов.
- Почему люди не платят, в чём их мотивы?
- Считаю, в наши дни в местных СМИ, на митингах против ЖКХ звучат безответственные заявления некоторых политиков, которые делают себе имя и карьеру на «коммунальной проблематике». Они делают волгоградцам медвежью услугу, когда рекомендуют «не платить по квиткам за ЖКУ, если они лично вам непонятны». Есть и вовсе чудные ситуации: например, одна из жительниц призналась, что решила копить долги за ЖКХ перед тем как продать собственную квартиру, якобы её этому научили некие «опытные юристы» (!). Такие «добрые советы» иначе как экономическим экстремизмом не назовёшь. ЖКХ - очень сложная система, и неплатежи жильцов тяжёлым бременем ложатся на плечи не только коммунальных компаний, но и поставщиков коммунальных ресурсов, а впоследствии ухудшают финансово-экономическое положение города в целом.
Решая вместе
- Какой выход из этой ситуации вы видите?
- В таких странах, как Китай, широко практикуется авансирование коммунальных услуг. Там фактически реализуется принцип коммунальных операторов сотовой связи - пока гражданин имеет на индивидуальном счету положительный платёжный баланс, ему услуги ЖКХ оказываются, как только «входит в минус», предоставление услуг моментально приостанавливается. Если такую систему внедрить и у нас в стране, то, возможно, только столь жесткий принцип сможет дисциплинировать абсолютно всех неплательщиков.
- Но сейчас появляется дополнительный источник дохода - от рекламных растяжек, развешённых на многоквартирных домах, от сетей и вышек кабельных операторов…
- Мы намерены не просто наладить сбор средств с тех коммерческих компаний, что пользуются общедомовым имуществом, ничего практически не давая взамен, но и вместе с жильцами решать, куда направить эти доходы. Это важно, поскольку жильцы должны не только контролировать наши расходы, но активно подсказывать, на что именно должны быть потрачены собираемые средства. Мы за открытое сотрудничество с жильцами, общественными организациями, всеми деловыми партнёрами, а не за «митинговую» конфронтацию. В последнем случае это путь в никуда.
- Недавно депутаты обсуждали такую актуальную тему, как формирование и запуск с 2014 года местных фондов финансирования населением капремонта жилого фонда. В чём плюсы или минусы предлагаемой системы «ремонтных» фондов?
- Я не думаю, что новая система аккумулирования средств жильцов в неких фондах по капитальному ремонту жилья безупречна и не вызывает никаких вопросов. С 2014 года в платёжных строчках у населения действительно появится новый платёж по формированию таких фондов. Как именно система будет работать, в каком объёме жильцы станут ежемесячно вносить платежи, - всё это сейчас дорабатывается в широко обсуждаемых законопроектах на федеральном и региональном уровне. Когда такие проекты приобретут вид законов, мы готовы разъяснять их содержание нашим гражданам, точно так же, как сейчас консультируем жителей в любой момент по действующей законодательной базе.
Но хочу отметить вот что: уже сегодня сведущим экспертам (я состою в ряде экспертных советов по ЖКХ регионального и местного уровня) видны несостыковки в предлагаемой системе финансирования капремонта домов самими жителями. А вот перелицовывать предлагаемую систему придется, что называется, на ходу - уже в момент вступления законодательных актов в силу. Наиболее оптимальной могла быть такая схема, когда, скажем, у каждого дома был бы открыт собственный лицевой счёт по ремонтным накоплениям в банковских учреждениях. Чтобы контроль над этими средствами можно было проводить, что называется, в режиме онлайн.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
«Жильё-46» оказывает услуги по управлению и обслуживанию жилых домов и коммерческой недвижимости с 2003 года.
В компании трудятся около 300 сотрудников.
В управлении компании - 171 дом, или 15 тысяч квартир.
ПОЛЕЗНЫЙ АДРЕС
Волгоград, ул. Маршала Ерёменко, 70, тел. (8442) 73-22-62, е-мail: Jilie-info46@mail.ruСмотрите также:
- Деньги любят счет. Как существенно сэкономить на коммунальных услугах →
- Директор ООО «Жилье-46» получил награду →
- Гнилые помидоры коммунального рынка →