В январе пресс-служба правительства региона радостно отрапортовала: по итогам 2012 года Волгоградская область признана победителем федерального конкурса в номинации «Специальный приз за вклад в развитие малого и среднего бизнеса в регионе».
Между тем реальное положение дел сами предприниматели называют близким к катастрофе.
Из коммерсантов – в цыгане
Ирина Кошняну – предприниматель из Волжского с 15-летним стажем. Торгует мелкой розницей как индивидуальный предприниматель. Последнее время занималась детской и взрослой одеждой. Как и тысячи ИП, арендовала небольшой угол в павильоне. Место здесь всегда было бойким – рядом ежедневно работающий рынок, вокруг – густонаселённые многоэтажки. На оплату съёмной «двушки», содержание двоих детей и хлеб с маслом, правда, без икры, всегда хватало. А на прошлой неделе Ирина подала документы в налоговую на ликвидацию предприятия.
«Положение стало просто ужасным, – признаётся женщина. – Особенно плохо всё стало после января, когда выросли налоги. Я плачу 15 тысяч рублей ежемесячную аренду, ещё за свет и за воду. А теперь уже в два раза – до 3600 рублей выросли отчисления в Пенсионный фонд и другие налоги. В итоге я оказалась в таком «минусе», что решила: из этой ситуации есть только один выход – закрыться».
По словам Ирины, сведя дебет с кредитом, она поняла, что не наскребает даже на оплату съёмной квартиры. А зарплаты мужа, работающего водителем такси, еле-еле хватает на еду. Чем будет зарабатывать на жизнь теперь, Ирина даже не представляет. «Скорее всего, пойду в центр занятости становиться на учёт, – предполагает вчерашний предприниматель. – Хоть какое-то пособие буду получать. Возможно, приму предложение своих знакомых, которые по выходным ездят по деревням области и устраивают мини-базары. Они тоже несколько месяцев назад позакрывали свои ИП и теперь вот так кормятся. Ни налогов, ни арендной платы: что заработаешь – всё твое. Правда, так кататься неимоверно тяжело. Но что делать? Детей растить надо».
Рецепт уничтожения
Вопросом «что делать?» озабочен и другой предприниматель – Александр, владелец нескольких продуктовых магазинчиков в двух посёлках Среднеахтубинского района. «Еще четыре-пять лет назад ситуация была совершенно иной, – признаёт бизнесмен. – Раньше я зарабатывал 60 тысяч в месяц, а сейчас – всего 30. Хотя оборот у нас остался таким же, каким и был. Просто платежи стали съедать львиную часть доходов: электроэнергия, газ, бензин, налоги, платежи в Пенсионный фонд... Взять хотя бы одну электроэнергию – сегодня это самая большая статья расходов. И почему-то для ИП и ООО она дороже, чем для рядовых жителей. А у нас ведь объёмы потребления не сравнить с обычным домом».
А к этим обязательным ежемесячным расходам плюсуются остальные: ежегодная опломбировка касс, которая в 2012 году с 3 тысяч подросла сразу до 10 тысяч рублей, лицензия на алкоголь – 60 тысяч рублей в год, установка пожарной сигнализации, платежи контролирующим организациям.
«В этом году экологи потребовали платить им по 9 тысяч рублей, – удивляется Александр. – Пришли и спрашивают: вы куда мусор – картонные коробки деваете? Сжигаете? Платите! А воду в сливную яму льёте? Платите! И их не волнует, что стоки, к примеру, регулярно ассенизаторы вывозят, которым мы за это, кстати, тоже платим!».
Немало нервов предпринимателям попортило очередное нововведение – алкогольная декларация. Для неё нужно было купить специальный ключ-криптограф, программу и завести собственного бухгалтера. Затем оказалось, что на «дровах» программа не работает – для неё требуется современный компьютер. А разобраться в заполнении декларации самостоятельно просто невозможно. И тут же появилась новая услуга – за пару тысяч рублей умеющие люди заполнят все необходимые данные и отправят декларацию за вас. И так каждый квартал.
«Лично у меня стойкое ощущение, что все эти проблемы создают целенаправленно, для того, чтобы задушить маленькие магазинчики вроде моих, – считает Александр. – Сейчас всё заполонили крупные сетевые магазины, с которыми нам конкурировать сложно. А вдобавок к этому и платим мы зачастую одинаково. Например, лицензия на алкоголь стоит одинаково, а обороты-то у нас разные. Я в год продаю около тысячи литров спиртного, а большие магазины – за пару недель столько реализуют».
Что делать дальше с бизнесом, Александр пока не решил, но уже всерьёз подумывает о том, чтобы сменить торговлю продуктами на другое занятие.
Власть не хочет диалога
«Положение малого бизнеса в регионе очень тяжёлое, – утверждает председатель Волгоградского отделения «Опора России» Виталий Сахаров. – На это влияет несколько факторов. Во-первых, изменение в федеральном законодательстве. С января этого года в два раза увеличились страховые выплаты в Пенсионный фонд. А с 2007 года сумма этих выплат выросла в 20 раз. Во-вторых, много людей, державших ларьки, обанкротились и ушли в «минус» после того, как пиво приравняли к алкоголю. И те, кто жил на это пиво, оказались в убытке и массово закрываются. Плюс неблагоприятная ситуация и климат, складывающийся в регионе. При равенстве федерального законодательства в других регионах власти пытаюсь найти какой-то компромисс и облегчить жизнь предпринимателей. У нас такого диалога бизнеса и власти пока не получается. Поэтому одни предприниматели закрываются, другие уходят в тень, третьи переезжают вести бизнес в соседние регионы».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Деньги на ветер
– Ударили по самому беззащитному, самому мелкому бизнесу, – рассказывает предприниматель, член общественного совета при губернаторе Николай Лукьяненко. – Это ателье по пошиву и ремонту обуви, ларёчки на рынках, услуги для населения. Часто в таких «ипешках» трудится всего один человек – он и владелец, и продавец и бухгалтер. Начиная с 2007 года сумма страховых взносов по ИП выросла в 20 (!) раз! А ведь раньше для таких предпринимателей существовала целая государственная программа поддержки. Им выделяли стартовые 50 000 рублей. Теперь, когда эти предприятия массово закрываются, получается, что все миллиарды из этой программы были выкинуты на ветер?
Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств – ситуация и того хуже, они должны платить ещё и за каждого члена хозяйства. Даже если деятельность хозяйства приносит 3–5 тыс. рублей в месяц – платить придётся исходя из расчёта 10-тысячной прибыли. А что такое КФХ? Это мясо, молоко и яйца, которые волгоградцы покупают на рынках. Таким образом, мы увидим или исчезновение продукции, или её удорожание.
Смотрите также:
- Удавка от думы. В Волгограде увеличили арендную плату для правозащитников →
- Волгоградка попала «на счетчик» с кредитом по почте →
- Такси Волгограда уедут в подполье →