Ровно сто лет назад в небольшом селе под тогдашним Царицыном российский врач сделал открытие мирового значения.
Напасть для князя Гордого
Чума, как известно, бывает не только у свиней. Есть и более страшное заболевание – чума, которая в Средневековье наводила ужас на целые государства и королевства. Дошли исторические свидетельства, что в 1346 – 1357 годах именно бубонная форма чумы нанесла изрядный урон поселениям тогдашней Золотой Орды. Тогда же, согласно летописям, князь Московский и Владимирский Симеон Иванович (Гордый), получивший ярлыки на княжение в Орде, и оба его сына умерли от чумы.
«Наукой давно доказано, – рассказывает член регионального отделения Русского географического общества, биолог Анатолий Судаков, – в мире стабильно существуют природные очаги, где возбудитель этой страшной болезни поражает диких грызунов – её естественных носителей». По словам учёного, на территории бывшего СССР насчитывается 43 таких очага, где постоянно или периодически возникают заболевания животных – переносчиков чумы. Есть такие очаги и в полупустынных районах Нижней Волги и Заволжья.
Сто лет назад сам факт передачи заболевания человеку от диких грызунов – мышей, сусликов – в научном мире подвергался сильному сомнению, а то и откровенному осмеянию. Знаменитый немецкий медик и микробиолог Роберт Кох описал распространителей чумы в Египте в 90-е годы XIX века и тогда же высказал осторожное предположение: до человека эта «напасть» добирается не без помощи грызунов. Его тогда осмеяли.
Сводки с фронта
«История отечественной медицины сохранила для нас описание чумных эпидемий в сёлах Царицынского уезда тогдашней Саратовской губернии, – рассказывает краевед, кандидат географических наук Сергей Моников. – В 1878-1879 годах эта болезнь опустошила население села Ветлянка – ныне это Астраханская область, десятилетие спустя она отметилась в Песчанке в считанных верстах от Царицына». Профилактические меры принимались правительственными и врачебными кругами в меру возможностей и тогдашнего понимания природы болезни. В губернском Саратове была организована бактериологическая лаборатория для исследований. Губернские газеты ежедневно публиковали отчёты о деятельности противочумных медицинских бригад и сводки о положении дел с заболеванием в губернии.
Учёный-краевед утверждает: именно тогда в степях под Царицыном, в заволжской слободе Рахинке, была разгадана тайна заболевания чумой. Сделал это астраханский врач Ипполит Александрович Дёминский. В течение многих лет он последовательно доказывал всем скептикам в своих публикациях, публичных выступлениях, что в наших краях чуму переносят суслики. Чтобы полностью доказать свою гипотезу, учёному пришлось поплатиться собственной жизнью. Окончив медицинский факультет Казанского университета, Дёминский проработал несколько месяцев в Астрахани. Вскоре его назначают врачом второго участка Внутренней Киргизской орды, а затем дают место санитарного врача при Управлении рыбными и тюленьими промыслами. В июне 1891 года Дёминский, оставив семью в Астрахани, уезжает работать на солепромыслы озера Баскунчак. В конце августа 1912 года врач выехал из Баскунчака на вспышку чумы в слободу Рахинка. Осенью этого же года, вскрывая трупик суслика, которого он обнаружил в степи, исследователь увидел в лёгких зверька знакомую картину, точно такую же, какую много раз наблюдал у погибших от чумы людей. То, что учёный безуспешно в течение многих лет доказывал всем скептикам – чуму переносят грызуны, – стало явным.
Гибель во имя науки
Утомлённый многомесячной, без сна и отдыха, тяжёлой работой, Дёминский забыл надеть при вскрытии суслика защитную маску, тем самым нарушив главную заповедь эпидемиолога: «Вздохнёшь полной грудью – вдохнешь смерть». Через сутки Дёминский почувствовал недомогание, которое быстро нарастало. А ещё через некоторое время микроскоп учёного показал чумные палочки в его организме. Даже в последние дни жизни Дёминский продолжал думать о результатах своей работы. В своей последней, не отправленной, телеграмме заведующему бактериологической лабораторией в Астрахани Клодницкому он писал: «Я заразился от сусликов лёгочной чумой. Приезжайте, возьмите добытые культуры. Записи все в порядке. Остальное всё расскажет лаборатория. Труп мой вскройте, как случай экспериментального заражения человека от сусликов. Прощайте. Дёминский». Кстати, эти слова учёного теперь выбиты в камне на его могиле на территории Астраханского противочумного института. До 1956 года захоронение учёного находилось в нашей среднеахтубинской Рахинке, но затем его перенесли с учётом подъёма уровня будущего Волгоградского моря. Сейчас в одной могиле с Дёминским захоронена, как поясняет надгробная надпись, «медичка Елена Меркурьевна Красильникова». Красильникова умерла от чумы там же, в Рахинке, двумя днями позже, заразившись смертельной инфекцией от Ипполита Александровича, за которым ухаживала до самой последней минуты его жизни.
Десятилетия спустя, уже в годы советской власти, усилиями специально созданных противочумных лабораторий болезнь, некогда опустошавшая целые государства и империи, наконец-то была побеждена. У современных людей чума лечится, если это не запущенная форма, относительно легко.
Смотрите также:
- В Волгоградской области уничтожается свиноводство →
- На что могут рассчитывать попавшие в беду →
- В Невидимке спасают наркоманов →