Волгоградцы Андрей Краснов и Сергей Григорьев освоили ремёсла своих предков – шьют казачьи папахи и бекеши. По выкройкам начала прошлого столетия.
Шапочный разбор
У волгоградца Андрея Краснова любимое занятие последних лет – шить папахи. И повседневные, и походные, так называемые атаманские дарственные. Таким способом он лучше чувствует свою близость к родовым корням, малой родине – станице Букановской на Хопре. Родовые корни ещё одного костюмных и шапочных дел мастера Сергея Григорьева – Михайловский район. Изготовлением папах Григорьев «заразил» своих домочадцев. Как утверждает мастер, если есть настроение и материалы, папаху можно изготовить за день даже не одну. И, казалось бы, чего проще – соединил две полоски меха, пришил тканевую оторочку, изготовил из тканевых полосок верх – и готово. Но есть и свои тонкости. Оказывается, в своё время папахи делались «статными» и с выворотом внутренней ткани наружу для… определения суточной меры овса для казачьего коня в походе. В такую кормушку-папаху влезало практически современное ведро. «Есть такая закономерность, – улыбается окружной казачий атаман Александр Таболаев. – Как только кони у современных казаков стали редкостью, а то и пропали совсем, ткань стала намертво пришиваться к верху, а сам объём папахи теперь не такой внушительный. Овса туда точно не насыпать». Верх папахи непременно обшивался стилизованным крестом Андрея Первозванного. Вроде как казак под богом всегда ходит. Что интересно – в чуть изменённом состоянии эти элементы шапочного оформления пережили даже времена казачьей вольницы и наблюдались на меховых папахах военачальников Красной армии. Полководцы-атеисты невольно оказывались «крещеными».
Синие и красные
«Казаки одними из первых переняли папаху у горцев Кавказа, – сказал Сергей Григорьев. – Вообще, у нас на Дону просматривается явная закономерность – чем ближе к югу, к Азову, тем больше в одежде донцов заимствованного горского. Да и темперамент «низовых» казаков куда беспокойнее, чем у хопёрцев или жителей Верхнего Дона. Кстати, единого образца для ношения казаками папах долгое время установлено не было. Казаки использовали в своём «папахостроении» весь имеющийся на Кавказе и в Средней Азии набор пошивочных вариантов. В ходу были шапки цилиндрические, полусферические, с матерчатым или меховым дном. Когда единообразная форма одежды всё-таки была введена, казаки-донцы стали различаться красным верхом шапок. В отличие, скажем, от «синих» – терских казаков. У казаков папаха играла огромную роль в обычаях и символике. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надёжнее места не было — потерять папаху казак мог только вместе с головой. Шапку убитого казака везли домой, и размещали перед домашней иконой: защита семьи поручалась напрямую всевышнему.
Гораздо большего, чем папаха, времени требует изготовление других элементов одежды казака: бешмета – своего рода кафтана с воротником, а также демисезонного рода куртки – чекменя. Рассказывая о традиционной одежде, мастера не забывают демонстрировать мне свои изделия. «Обратите внимание – мы сохранили не просто выкройки образца 1914 года, но стараемся вообще не применять синтетику, все ткани у нас натуральные, – поясняет Григорьев. – Иногда такое условие непросто соблюсти. Необходимое нам серое сукно сейчас вообще единственная в России фабрика выпускает. Я считаю, казачья форма времён Первой мировой настолько совершенна – ничего и додумывать не нужно. Никакой Юдашкин с Зайцевым не сравнятся!».
КСТАТИ
Единого фабричного пошива казачьей формы в императорской России не существовало. Походную одежду казаку изготавливали в кустарных домашних условиях.
Смотрите также:
- В Волгограде есть женщины, способные бегать десять дней подряд →
- Крещенское купание: испытано на себе →
- Дикий-дикий Восток →