Наш корреспондент попытался отыскать в степях у Дубовки фрагменты самой загадочной в истории страны железной дороги между Дубовкой и Качалинской на бычьей тяге - «прабабушки» всех современных магистралей.
Победа паровозов
Краеведы утверждают: на этой самой необычной в России железной дороге от Волги до Дона нельзя было увидеть ни привычных паровозов и станций с разъездами и с платформами, ни семафоров. Трасса-«чугунка» была исключительно на живой тяге - массивные тележки передвигались по степи междуречья в специальной упряжи с быками, а иногда конями-тяжеловозами. Для удобства передвижения грузов трассу выравнивали и застилали специальным древесным настилом. Сверху крепились сами рельсовые пути.
«Наша железная дорога без паровозов есть во многих исторических упоминаниях,- рассказывает старший научный сотрудник Дубовского музейного комплекса Виктор КОНАКОВ. - В 1843 году трое предприимчивых местных дельцов создали акционерное общество «Компания железно-конной дороги между Волгой и Доном». Только за первый год работы торговый оборот дороги достиг 10 миллионов тогдашних рублей. Астрономическая по тем временам сумма».
Однако буквально через десяток с небольшим лет «чугунка» на быках оказалась заброшена из-за своего неудобства. Дорога-то оказалась в нужном месте, но сам, как сказали бы сейчас, инвестиционный проект реализован был весьма несовершенно и непродуманно.
Выяснилось, например, уже на горькой практике, что погрузка и разгрузка рельсовых телег - дело неудобное. В районе Волги дорога начиналась не с самого уреза воды и даже не взвоза, а с высокого холмистого берега, куда товары и грузы с судов нужно было ещё перевезти, причём на схожих повозках и тележках. Через десяток лет вступила в строй по сути «чугунка»-дублёр, но уже на паровозной тяге - между Царицыном и Калачом, которая предвосхитила экономический расцвет южного соседа Дубовки.
Костыль забвения
«Вот этот неприметный ров, заваленный мусором, - всё, что осталось от «чугунки», - вздыхает директор Дубовского краеведческого музея Ольга ЯМПОЛЬСКАЯ. - Если сюда даже привозить туристов, показывать им особо уже нечего».
После часа плутания среди фермерских посевов и глухих лесополос наш микроавтобус выкатил к полузаброшенному посёлку с мужественным названием Спартак. Местные жители неуверенно указали на неприметный ров километрах в полутора от домов. «Видите два одиноких деревца? Там и была эта «чугунка» на быках. Деды ещё говорили, что поток груженых платформ двигался по степи здесь днём и ночью».
«А вот и привет из тех времён», - радостно восклицает наш спутник, волгоградский фотохудожник Павел СЫТИЛИН. Самый настоящий дорожный костыль лежал среди травы, словно ждал, пока его найдём. И это последнее «прости» от дубовской «чугунки». А может, бросить клич предприимчивому народу: для привлечения туристов воссоздать хотя бы малый фрагмент столь яркой истории, не забыв про тележки и быков. Неплохая получилась бы затея. Где вы - кони, быки и предприимчивые люди?