Телефонное мошенничество становится все более изощренным. Теперь аферисты не только крадут деньги со счетов россиян, но и пытаются заставить их совершать неблаговидные поступки, которые могут привести к самым печальным последствиям вплоть до уголовного преследования. Какими методами они пользуются, и как не позволить себя обмануть, выяснял vlg.aif.ru.
Утром поджог – вечером деньги
2 августа волгоградцев буквально повергла в шок информация о том, 82-летняя пенсионерка попыталась поджечь здание военкомата на юге областного центра. Мало того, что женщина преклонных лет, она еще и председатель райотделения организации «Дети Военного Сталинграда».
К зданию на площади Свободы старушка подошла с бутылками с «коктейлем Молотова» и фитилями. Неизвестно, удалось бы пенсионерке довершить задуманное, если бы ее не задержали полицейские.
Никакой официальной информации по этому поводу не поступало, от комментариев во всех структурах отказываются. Однако в Telegram-каналах, авторы которых имеют свои источники в правоохранительных, следственных и силовых структурах, пояснили мотивы пожилой женщины – мошенники похитили с ее счетов 700 тысяч рублей. И пообещали вернуть их, если она совершит диверсию.
Экс-чиновница-пироманка
Буквально на следующее утро в Telegram появилась еще более шокирующая информация. Молодая волгоградка сделала попытку поджечь призывной пункт военкомата на севере Волгограда. По данным Telegram-канала SHOT, ею оказалась консультант по работе с архивом облкомюстиции.
В комитете, куда обратился с запросом vlg.aif.ru, эту информацию категорически опровергли, заявив, что «такого человека» у них нет. Однако судя по данным, опубликованным на сайте declarator.org, по крайней мере в 2019 году некая Юлия Я. (а по данным v1.ru, именно таково имя «пироманки») работала консультантом в Дирекции по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области, подведомственной облкомюстиции. Вероятно, сотрудницу уволили, вопрос – когда?
Не исключено, что и эту 31-летнюю женщину подтолкнули к противоправным действиям мошенники. Тем более что, по свидетельству очевидцев, она сделала несколько кругов вокруг здания на улице Дегтярева, 37, и долго не решалась ничего предпринять. А когда на нее обратили внимание полицейские, тут же выдала им содержимое рюкзака – пять поллитровых бутылок с «коктейлем Молотова», фитили, тряпки, спички и зажигалки.
«Обращайтесь к правоохранителям»
В тот же день на сайте обладминистрации опубликовали обращение главы региона Андрея Бочарова к его жителям, прозвучавшее после заседания оперштаба.
Его участники отметили – не только в Волгоградской области, но и в других регионах неуклонно растет число случаев телефонного мошенничества. По большей части от действий аферистов страдают люди старшего возраста. В настоящее время этий действия связаны не только с хищением средств жителей, но и с попытками нанести материальный ущерб объектам, которые задействованы в обеспечении комплексной безопасности. И по прогнозам количество таких преступлений будет только увеличиваться.
«Прошу всех жителей области – если вам звонят незнакомцы, если из государственных, муниципальных и социальных организаций, органов власти и полиции поступают обращения, принуждающие вас к действиям финансового или имущественного характера – перепроверяйте эту информацию. А при любых подозрениях на то, что с вами связались мошенники, немедленно обращайтесь к правоохранителям, в том числе, по единому номеру 112», – обратился к гражданам Андрей Бочаров.
Важно помнить, что излишняя доверчивость и беспечное отношение к личной безопасности могут привести не только к потере финансовых средств, но и к уголовному преследованию, если мошенники спровоцируют вас на противоправные действия, подчеркнул глава региона.
Скриншот – не доказательство
По данным Telegram-канала «Осторожно, новости», пожилую волгоградку, пытавшуюся поджечь военкомат на юге города, не стали преследовать и признали потерпевшей от рук мошенников. Однако это не значит, что так же поступят с остальными их жертвами. Как же не попасть на удочку аферистов?
«Отмечу сразу – современные мошенники располагают совершенной техникой. Кроме того, они развивают методики общения с жертвами, привлекают новейшие приемы психологического воздействия, убеждения, выуживания информации. Потому зачастую и достигают успеха – жертвы обмана добровольно следуют их указаниям, в том числе переправляют деньги на указанные ими адреса», – поясняет эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист РФ Владимир Кудрявцев.
Так, в последнее время стала популярна одна из схем обмана, при которой используется мессенджер WhatsApp.
«Преступники звонят при помощи приложения, представляются сотрудниками правоохранительных органов. И зачастую абоненты им верят – ведь те прикрепляют в сообщениях «документы», а на фото пользователя изображен логотип МВД. Больше того, войти в доверие они пытаются с помощью видеозвонков, показывая на экране кабинет с символикой той или иной структуры и изображая типичного офисного работника – сотрудника этой организации. Помните – даже скриншоты «материалов дела» не являются доказательством того, что с вами разговаривают представители органов. Если они настоящие, то не будут спрашивать личные данные человека по телефону», – предостерегает юрист.
Найди отличия
Еще один из самых распространенных способов интернет-мошенничества – фишинг, метод, когда пользователя обманывают, чтобы получить его личные данные – логин, пароль, номер телефона или банковской карты.
«Фишинговое письмо очень похоже на настоящее, адресатом в нем чаще всего указывают банк или интернет-магазин. В самом письме содержится вложение или ссылка, которая нередко ведет на вредоносные сайты, почти идентичные настоящим. Как только пользователь вводит свой логин и пароль для входа в аккаунт или данные банковской карты – информация мгновенно попадает в руки мошенников», – уточняет Кудрявцев.
Но и пользование только проверенными сайтами не гарантирует полной безопасности.
«Мошенники научились прикидываться сотрудниками службы поддержки платежной системы или банка, покупателями товаров в интернете. Ни при каких обстоятельствах не сообщайте незнакомым людям CVV/CVC2 – коды безопасности, записанные на магнитную полосу карты. А тем более пароли или коды верификации от любых платежных сервисов», – подчеркивает юрист.
«Пристрелочные» звонки
Аферисты постоянно меняют свои подходы. В частности в последнее время получили распространение так называемые «пристрелочные» звонки.
«Преступники больше не действуют, как говорится, в лоб. Они звонят одному и тому же абоненту несколько раз, постепенно втираются к нему в доверие, предварительно получив о нем информацию из открытых источников, различных баз данных в интернете. А в ходе общения, незаметно выуживают и другие сведения. В этой схеме мошенникам помогает то, что они представляются сотрудниками правоохранительных органов – это мощный психологический прием. Кто же откажет в беседе полицейскому, особенно если он сразу назовет вас по имени-отчеству и знает о вас базовые сведения», – предупреждает эксперт vlg.aif.ru.
Обработка жертвы может длиться несколько дней. Затем мошенники попытаются заставить свою жертву нужную им манипуляцию. Предлоги могут быть самыми разными – оформление «спецкредита», спасение денег с якобы взломанного счета.
Вредоносное ПО и социальная инженерия
«Цель мошенников – завоевать полное доверие жертвы, чтобы затем управлять ее поведением. Некоторые из них после перевода потерпевшими накоплений идут дальше – под предлогом, что мошенники узнали о сотрудничестве пострадавших с правоохранительными органами, они убеждают их покинуть место жительства, перестать общаться с родными, сменить номер телефона. А затем уже его родственникам сообщают, что того похитили. И начинают вымогать выкуп у них», – предупреждает юрист еще об одной схеме.
Кроме того, злоумышленники все чаще прибегают к вредоносному программному обеспечению, убеждая жертву установить его на свой телефон и обещая заработок, товары или услуги.
Наконец, они продолжают использовать методы социальной инженерии – представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов, запугивают жертву тем, что с ее счета пытаются снять деньги или взять на ее имя кредит. А затем просят сообщить им реквизиты банковской карты, перевести средства с помощью банкомата или онлайн-банка на так называемый безопасный счет, передать их через курьера.
«Мошенники играют на страхах людей. Не выполняйте их поручения. Не сообщайте личные данные, сведения о банковских картах, полученные СМС-коды. А еще лучше – не общайтесь с ними. Просто положите трубку. А если гложут сомнения, перезвоните сами – в свой банк или полицию», – советует эксперт.