В светском календаре 20 февраля очень важный день — День социальной справедливости. Важный и в то же время противоречивый. Как ее понимать, эту самую социальную справедливость? С одной стороны, вроде бы все понятно — все люди должны иметь право на примерно равные условия жизни, когда никто не голодает, никто не живет без чистой воды, одежды, крыши над головой, падающими бомбами и прочими не всегда совместимыми с жизнью условиями.
Вопросы без ответов
Однако не утопия ли это? Красивая, нарядная, к которой нужно стремиться по возможности, но не утопия ли? Потому что совершенно непонятны критерии, по которым должна осуществляться эта самая социальная справедливость? Ибо те попытки, которые предпринимаются сегодня по всему миру и в том числе с нашей стране, никак по-другому, как «уравниловкой» не назовешь.
Никто не спорит с тем, что можно и нужно помогать тем, кто объективно слабее тебя, но что если у человека нет даже малейшего желания даже пытаться как-то помочь себе самому? Если он уверен, что пропитание и минимальные условия проживания ему обеспечат, то он даже и пытаться ничего сам делать не будет? И почему в таком случае человек, который трудится с утра до вечера и выстраивает свой бизнес, должен этого самого не желающего трудиться кормить и на его содержание отдавать деньги, которые могли бы пойти на развитие того же бизнеса или поддержку талантливой молодежи?
Все эти вопросы для большинства пока остаются без ответов, и идея социальной справедливости все чаще пересекается с чувством несправедливости со стороны тех, за счет кого эта самая справедливость осуществляется. Но пока другой системы нет, и поэтому мы продолжаем следовать этой и молиться. Ибо у Бога всегда есть ответы на все наши вопросы — надо их только услышать.
Строгая аскеза
Так, в том числе, считал и святой Лука Стирот, Лук Елладский, память которого чтит 20 февраля православная церковь.
Родился и жил он в первом веке в Греции. С раннего детства Лука все свое время посвящал молитве и очень любил помогать нищим и обездоленным.
В подростковом возрасте ребенок остался без отца, который неожиданно рано умер, и Лука принял решение стать монахом. Уже в 14 лет он принял монашеский постриг и поселился на 7 лет отшельником в келье у церкви святых бессребников Космы и Домиана в Вардусии. Однажды двое проходящих мимо старцев-иноков, которые держали путь в Рим, остановились у него в келье и от них он получил постриг в великую схиму.
Из-за вторжения болгар в Грецию Лука был вынужден сменить место жительства и странствовать более 20 лет.
Но где бы он ни был, он неизменно соблюдал строгую аскезу и всегда был очень благожелателен к людям. Его молитва святого была настолько сильной, что во время обращения к Богу, он поднимался в воздух. Оторванным от земли его заставала мать, а после — другие монахи.
Уединяться в молитву
За его молитвенные подвиги, соблюдение аскезы и безусловную всеобъемлющую любовь к ближним Господь наделили его даром провидение и даром исцеления душевных и физических недугов. Земля, как говорится, слухом полнится. Вот стала земля потихоньку слухами о святом Луке полниться, и стали к нему стекаться люди отовсюду. Он день и ночь врачевал человеческие недуги — никому не отказывал, но поток людей все увеличивался, и у святого совершенно не оставалось времени ни на еду, ни на молитву.
И решил тогда преподобный, что пора уединяться и молитву творить — ею можно гораздо больше людей спасти, справедливо полагал он. И примерно на 44-м году жизни отправился святой Лука отшельником на пустынный остров Ампелон, а спустя три года поселился в горах Геликон.
Здесь вокруг монаха собралась община его последователей, благодаря которым была возведена церковь святой Варвары, которая послужила началом крупного православного монастыря Осиос Лукас. Монастырь этот действует и по сей день, признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. А мощи святого Луки по-прежнему помогают исцеляться всем, кто к нему приходит с искренней молитвой и раскаянием.
Могущница
В народе день 20 февраля называли Луковым днем и «Могущницей» — так наши предки называли траву — лапчатку гусиную, форма листочков у которой крестообразная. Возможно, поэтому считается, что в ней заключена сила Животворящего Креста Господнего. Хотя на самом деле здесь скорее всего также имеет место быть симбиоз из язычества и христианства.
То, что в это время в семьях начинали заваривать лапчатку, которая на самом деле обладает укрепляющими и противовоспалительными свойствами, нет ничего удивительного. На улице обычно стояли сильные морозы, дули ветры, а днем пригревало солнце — теплую одежду уже хотелось поскорее снять, поэтому можно было простудиться и заболеть. Отвары из лапчатки были своего рода профилактическим средством. А поскольку святой Лука Стирот также был знатным целителем, то тут вот в сознании народном это все и соединилось.
И добавились к этому еще обязательные в этот день пироги с луком, которые хозяйки непременно должны были испечь 20 февраля. Рецепты были у каждой свои, их передавали из поколения в поколение и старались строго придерживаться — традициям в крестьянских семьях придавали большое значение, они были как бы базой, основой всего существования семьи.
Так же, как почитание предков, ушедших их этого мира в мир иной. На Могущницу их обязательно нужно было помянуть тем самым луковым пирогом, один из которых пекся специально для усопших и выставлялся на порог, а еще один-два раздавались нищим. Считалось, что это принесет живущим здоровье, достаток и благополучие.
Приметы дня на 20 февраля:
- если на Луку начал снег таять с северной стороны, лето будет жарким;
- если же в этот день на закате солнце красное, то лето будет холодным и ветреным;
- если 20 февраля прогремит гром, сена будет мало.