Примерное время чтения: 7 минут
393

Забытый труд. Почему фермеров становится меньше, а чиновников - больше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Нижнее Поволжье №23 04/06/2014
Александр Фирсов / АиФ

Фермеры Ольховского района - люди крепкие. А как иначе? Ведь трудиться им приходится в непростых условиях. Раз в два года поля сушит засуха, принося немалый урон. Именно поэтому они первыми среди собратьев начали бить в колокола и написали коллективное обращение в Министерство сельского хозяйства России и правительство страны. 

Чего же они требуют от государства и что могут предложить взамен - в беседе с сельским фермером из Ольховского района Алексеем УСЕНКОВЫМ.

Простая арифметика

- Алексей Иванович, из-за чего пришлось бить в набат?

- Я работаю на земле 20 лет. Нормальная экономика - это когда сельхозпроизводители чётко встроены в общую экономическую систему, когда их экономические интересы учтены, будь то законодательство, программы региональной власти и т.д. Когда на фермерскую продукцию есть выраженный спрос, наш труд востребован с позиций адекватных цен на продовольствие - мы, сельхозтоваропроизводители, не будем чувствовать себя в собственной стране лишними. Но сегодня происходит обратное.

Фермеры сами по себе, переработчики тоже варятся в собственном соку, даже элеваторы гнут свою линию. В продовольственные магазины зайдёшь - там сплошной импорт или продукция крупных агрохолдингов с международным капиталом. Даже картофель либо из Израиля, либо из Турции. И это в нашей стране, где счёт сельхозугодьям идёт на миллионы гектаров! Разве наш российский фермер не способен обеспечить продовольственную безопасность страны? Но пока и мы, и наша продукция - лишние повсюду. Нас учили, что производство - это основа государства. В Ольховском районе производство исключительно сельскохозяйственное. Но за последние годы эта основа изрядно расшаталась. Осталось едва ли не 20% от имевшихся фермерских хозяйств. При этом чиновников меньше не становится.

- Но есть же субсидии и прочие формы поддержки.

ДОСЬЕ
Алексей Усенков родился в 1974 г. в Волгограде. Два высших образования: Волгоградский инженерно-строительный институт и сельхоз­академия. По окончании учёбы в вузе переехал в Ольховский район. В 1992 году создал собственное крестьянско-фермерское хозяйство. Помимо этого работал инженером дорожного хозяйства в дорожной ремонтно-строительной организации.

- В тех же Дании, Германии фермеры серьёзно субсидируются государством. На 40 - 50% от рыночной стоимости производимой ими товарной продукции. В некоторых странах эта цифра ещё выше. У нас такая поддержка раз в десять ниже - до 3,5 - 4%. Поэтому, когда чиновники говорят о значительных субсидиях крестьянству на миллионы рублей, я всегда говорю: а давайте посмотрим, сколько реально госпомощи приходит конкретно взятому хозяйству. И выяснится, что сущие крохи: чуть ли не 10 руб. на гектар в ряде случаев. Это ненормально.

Ещё одна проблема - средняя цена на зерно. У нас в регионе она не менялась с 2000-х годов. Как давали за тонну зерна 6,5 тыс. рублей в 2002 году, так эту же цену предлагают скупщики и сейчас, считая её «достаточно высокой». За это время стоимость ГСМ, запчастей, техники, удобрений выросла в пять - семь раз. Много говорится, что на постоянное понижение цен на зерно играют зерновые трейдеры-перекупщики, давит «общемировой» рынок зерна и т.д. Но всё гораздо проще. Просто крестьян бросили один на один со своими проблемами.

Даже в 90-е было легче. Каждый работящий человек мог на земле подняться. Мы начинали работать на технике разорившихся колхозов, через лет пять покупали новые машины. Сейчас взять где-то б/у технику очень сложно. А цена на современные сельхозмашины хорошо известна: от 1,5 млн. рублей за отечественные трактора и комбайны, до 8 млн. рублей за импортные «Клаасы». Спрашивается, какой селянин такое осилит?

ОСАГО для селян

- А как же помощь страховых компаний, банковской системы?

- Условия для крестьян - самые невыгодные. Лично я в разное время сталкивался с пятью страховыми компаниями. И все предлагаемые нам, фермерам, условия сотрудничества весьма странные. Доказать, что гибель урожая произошла из-за природных катаклизмов - засухи, к примеру, - невероятно сложно. Страховщики до последнего бьются, чтобы всё списать на недосмотр и безделье фермерских хозяйств. Про кредиты я вообще молчу.

- Сейчас власти хотят ввести обязательное страхование сельхозпосевов. Что-то изменится?

- Подобная обязаловка станет для страховых фирм чем-то вроде обязательной «автогражданки». Продлить или получить полис ОСАГО - проблема огромная. Страховщикам эти полисы невыгодны, и они навязывают массу дополнительных услуг. А автомобилистам приходится соглашаться. Так будет и с фермерами.

- Если государство лукавит во взаимоотношениях с фермерством, то не наблюдается ли здесь обратной картины? Часто именно КФХ и ИП от сельхозпроизводства обвиняют в уходе от налогов, в «замыливании» отчётности.

- Соглашусь с тем, что далеко не всякий фермер ведёт с государством честную игру. Но фермеров в прозрачности в финансах особо и не заинтересовывают. У нас повелось играть в какие-то умозрительные миллионы тонн в масштабах области: соберём или не соберём 5 миллионов тонн зерновых? Если зернопроизводящие районы отрапортовали о хороших сборах и высокой урожайности, то и районной власти достаётся свой «кусок славы». Вот такая экономика для «галочки». На самом деле от фермерского, крестьянского хозяйства нужно требовать не урожаев рекордных, а стабильной занятости местного населения, стабильных налогов в местные бюджеты, посильной помощи сельской социалке, культуре и т.п. Я не идеализирую своих коллег-фермеров. Но для всех нас главное, чтобы с нами считались на государственном уровне. И тогда отдача от нас в сторону государства вернётся сторицей, тогда мы насытим рынок отечественной продукцией.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах