20 мая поволжские регионы отмечают День Волги. Площадь бассейна этой реки занимает 8% территории России. Как изменилась река за последний век в глазах волгоградцев, рассказал доктор географических наук, профессор кафедры географии и геоэкологии ВГСПУ Виктор Брылев.
Пойма в воде
По словам Виктора Брылева, возраст Волги в ее верховьях и низовьях разнится. Самая древняя долина реки – это притоки Камы, им 30 млн лет, средней Волге – Казань, Самара – 1,5 млн лет, часть реки у Саратова насчитывает сотни тысяч лет, а наша пойма молодая – ей несколько десятков тысяч лет.
В начале 20 века Волга была мощной водной артерией, на которой кипела жизнь.
«Водоносность реки тогда определялась естественными процессами – количеством снега в бассейне, - говорит профессор. - Половодье могло растягиваться на май и июнь. Самое большое произошло в 1926 году. Если в среднем Волга несет в половодье порядка 35 тысяч кубометров воды в секунду, то в 1926 году было 52-58 тысяч кубометров. Тогда Волго-Ахтубинская пойма оказалась затоплена на 90%. Для сравнения, сейчас максимальный водосброс на Волжской ГЭС – 26 тысяч кубометров в секунду. В хорошие годы пойма заполняется только на 20%».
На реке во времена Царицына процветали рыболовство. На берегу всегда продавалась вяленая и свежая рыба и стоила она копейки. Рыба с местных рынков была доступна большинству горожан. По реке постоянно ходили большие и мелкие суда. Главный речной груз - лес. Его везли с Камы, Вятки, Чусовой. Местные купцы делали целые состояния на грузоперевозках.
Полноводность Волги приносила и неудобства. Помимо постоянного затопления поймы и всех находившихся там поселений, жители Царицына сильно страдали от насекомых. В период половодья горожане не могли пройти спокойно по городу и пару метров с открытым лицом, из-за огромных полчищ мошкары. Приходилось носить плотные, сетчатые накидки на лицах, от которых ощутимо несло керосином. Пропитывая, таким образом, свои накидки, горожане надеялись отпугнуть вездесущую мошкару. Причем терпели нашествие мошки в Царицыне как правило 6-7 недель вместо нынешних 2-3, ведь тогда период «большой воды» был дольше.
Новое русло
Главное изменение, произошедшее с Волгой в эпоху Сталинграда, это создание ГЭС. В 1958 году строители гидроэлектростанции перекрыли старое русло реки, возвели на нем дамбу, а укрощенную реку пустили по новому пути. Выше ГЭС разлилось Волгоградское водохранилище. Жители региона получили возможность без особого труда добираться до противоположного берега по плотине – раньше это можно было сделать только с помощью парома.
Виктор Брылев рассказал, что произойдет с Волгоградом, если с ГЭС будет разрушена.
«Нас не затопит, - сразу успокаивает профессор. - Смоет нижнюю террасу набережной, речной вокзал, может затопить участки берега в Кировском и Красноармейском районе, но весь город не окажется под водой. А вот пойму смоет и все поселения, что там есть. Но разрушения ГЭС не может произойти. Для примера расскажу про гидроэлектростанцию, стоящую на Днепре. Ее во время войны два раза взрывали, но таки и не разрушили полностью. И нашу сложно разрушить».
Уже не река
По словам Виктора Брылева, сейчас естественную Волгу могут видеть только жители нашей области и регионов, что выше Твери по течению.
«А вообще это уже не река, а система водохранилищ, - говорит профессор. - Волгу зарегулировали слишком сильно – в ее бассейне 8 крупных ГЭС. Конечно, все это негативно повлияло на рыбу, особенно на осетровых. Если бы не гидроэлектростанции, то осетров и белуг до сих пор бы активно ловили на Нижней Волге. А еще очень сильно страдает пойма. Но в сравнении с производством электроэнергии, это, в глазах высшего начальства, имеет небольшое значение».
Еще одно негативное последствие возведения ГЭС и регулирования водосброса энергетиками – обмеление реки. Минимальная глубина на Нижней Волге – 4 метра. В Нижним Новгороде прошлым летом было уже 2,5 метра, из-за этого суда не могли пройти по реке. Такое грозит и Волгоградской области. Доказательство этому – песчаная отмель, которая в прошлом году ближе к осени появилась напротив Центральной набережной города.
Но не только ГЭС – причина изменений Волги. Из-за развития альтернативных видов транспорта снизились объемы судоходства
«Теплоходы ходят гораздо реже. Когда я был пионером, постоянно видел на реке суда с туристами, с грузом. Сейчас транспортной функции у реки практически нет, осталась только рекреационная и энергетическая», - говорит Виктор Брылев.
По словам профессора, за последнее столетие внешне река не сильно изменилась, но теперь в ней меньше воды, рыбы, судов, она стала не такой живой.