То, что происходит сегодня в волжском центре «Юность», его директор Елена Кочнева иначе как чудом не называет. Во время ремонтных работ, которые здесь затеяли, электромонтажники заметили – из-под штукатурки проглядывает мозаика. Тогда они еще не знали, что им открылось утраченное произведение известного автора множества витражей, росписей и рельефов, монументалиста по призванию Геннадия Черноскутова. Его мозаичные панно и сегодня украшают многие здания Волгограда и Волжского, однако многие же исчезли. Кто и почему скрыл под штукатуркой масштабное мозаичное полотно мастера и можно ли его вернуть людям, выяснял vlg.aif.ru.
По восточным мотивам
По происхождению Геннадий Черноскутов не волжанин – он родился в тогда еще союзной республике Узбекистан в городе Фергане. Не исключено, что его мозаики – оттуда, из восточного детства. Но большую часть своей жизни он прожил в Волгоградской области, в городе, возведенном вместе с Волжской ГЭС, и сам уже считал себя волжанином.
Когда в 1980-х в Волжском решено было построить кинотеатр «Юность» – с использованием самых передовых инженерных и архитектурных технологий – его художественное оформление поручили Геннадию Черноскутову. Тогда и было создано мозаичное панно «Кино», разместившееся в большом фойе, а также 17 картин, на которых художник изобразил сцены из самых популярных тогда фильмов.
Историю – на свалку
Кинотеатр принял первых зрителей в 1983 году.
«Это было действительно уникальное сооружение в комплексе с которым был возведен бассейн. Между кинотеатром и бассейном так была налажена система естественной вентиляции воздуха, что в жаркие дни волжане могли отдохнуть в его прохладе. В настоящее время бассейна уже нет, но на его месте создали фонтан. А в здание кинотеатра в 1990-х пустили арендаторов», – рассказывает директор центра «Юность» Елена Кочнева.
В начале 2000-х мозаика еще радовала горожан. Но году в 2004-м арендаторы затеяли ремонт и решили, что «кляче истории», а с ней и творению Геннадия Черноскутова, не место в модернизированном пространстве. Мозаика не вписалась в формат построенной здесь стены из красных кирпичей. Тогда-то ее и решили заштукатурить. Геннадий Черноскутов этого не увидел – он скончался в январе 2003 года.
Волжане о мозаике постепенно забыли. Сегодня, узнав о находке, некоторые из них эмоционально высказываются, что тем, кто скрыл за штукатуркой такое произведение искусства великого мастера, руки бы оторвать. И пытаются вспомнить, кто 20 лет назад арендовал здание, чтобы пригвоздить их к позорному столбу.
«Не думаю, что стоит этим заниматься, ибо, как было сказано, имя им – легион. И так поступали не только арендаторы «Юности». В здании кинотеатра «Родина», где сегодня размещается Волжский драматический театр», по вине арендаторов случился пожар. Сгорело полотно, украшающее холл второго этажа, были повреждены другие картины кисти Геннадия Черноскутова. Когда волжане, узнав о драматических событиях, пришли, чтобы увидеть, что осталось от здания, они нашли эти картины обгоревшими на соседней свалке», – вспоминает Кочнева.
«Должно быть гладко»
Сегодня этих гостей города в Волжском уже нет – они уехали на родину, в другие регионы нашей страны, в другие страны. Им нет и не было дела до истории города, до его культурного наследия. И странно было бы спрашивать с них сегодня за уничтоженное в те годы. Но странно и другое – уже в наши дни, в 2019 году, когда начался ремонт волжской больницы Фишера, было безжалостно уничтожено другое мозаичное панно Геннадия Черноскутова – «Люди в белых халатах», украшавшее стены этого медучреждения с 1977 года.
Власти тогда поясняли – в соответствии с современными требованиями, поверхность стен в больницах должна быть гладкой и легкодоступной для уборки и обработки дезинфицирующими средствами. Художественное произведение этим требованиям не соответствует. Потому оставить его в интерьере медучреждения нет никакой возможности.
Тогда же было обещано – мозаику аккуратно демонтируют, упакуют и сохранят, чтобы ее можно было восстановить в другом месте. Однако в мае 2022 года из сообщения в соцсети волгоградской активистки Оксаны Бабижаевой стало известно, что мозаика попросту исчезла. Из больницы ее вывезли, до городской администрации, которой должны были передать на хранение, не довезли.
«В этом городе выживут только танки… 105 метров произведения искусства… Как??? Просто «потерялось». Что же ты оставишь после нас, земля ты моя волгоградская? Кровь, кости и танки?», – эмоционально писала активистка в соцсети.
А вокруг – тишина
Сын Геннадия Черноскутова, художник Олег Черноскутов, подтверждает – полтора года назад у него был разговор с главврачом больницы Фишера, который предлагал ему восстановить мозаичное панно «Люди в белых халатах», но не в здании, а на территории медучреждения.
«Это мог быть интересный вариант. Но с тех пор – тишина, к этому разговору мы не возвращались, никаких предложений мне больше не поступало. Что касается демонтированной в больнице мозаики, с ней ничего уже нельзя сделать – смальту, которую скололи вместе с бетоном со стен, невозможно очистить. Панно можно только создать заново», – поясняет Олег Черноскутов.
Что касается восстановления мозаики в «Юности», то относительно этого полотна у художника более благоприятные прогнозы.
«Шанс восстановить это панно есть – было бы желание. Недостающие кусочки смальты (цветное непрозрачное стекло, из которого создают мозаику. – Ред.) можно приобрести, ее производят сегодня несколько российских предприятий. С технической точки зрения проблем быть не должно», – считает Черноскутов.
«Хорошее слово – меценаты»
Оценить масштаб повреждений панно и предстоящей работы по его восстановлению Олег Черноскутов планирует 6 марта – к этому дню рабочие уже полностью очистили стену от штукатурки.
«На сегодняшний день уже видно, что гипсовая штукатурка полностью забила пазы между смальтой, и это может стать первой сложностью. Будем надеяться, что преодолимой», – делится Елена Кочнева.
Желание восстановить первозданный вид большого фойе здания у нее есть, и огромное. Тем более что с января 2023 года в «Юности» работает современный кинозал, и панно, как и сохранившиеся 17 картин по мотивам известных советских фильмов, были бы здесь как нельзя кстати. Но директор центра также понимает – кроме желания для реставрационных работ нужны средства.
«Косметический ремонт мы смогли начать только потому, что общественная организация «Школа социальной активности» выиграла грант, заявив о создании добровольческого центра «Молоды душой» для волжан старшего возраста. Сейчас, когда в ходе ремонтных работ было обнаружено уникальное панно, они согласовывают возможность потратить эти средства не на заявленное оформление стены, а на восстановление мозаики», – поясняет директор.
Сотрудников центра уже поддержали земляки из пятого округа Волжского – принято решение заявить о проекте реставрации панно в рамках конкурса инициативного бюджетирования в номинации «Восстановление исторической памяти». Они надеются на поддержку всех волжан при голосовании.
«Раньше было хорошее слово – меценаты. Возможно, и в наши дни найдутся люди, которые готовы будут поддержать возрождение истории Волжского», – надеется Кочнева.
Вложенные средства могут и окупиться – например, если организовать туристический маршрут по мозаикам Геннадия Черноскутова в Волжском, а возможно, и в Волгограде, где многие здания также украшают его работы.
Еще один объект культурного наследия в Волжском, требующий восстановления - мортуарий. Почему уникальное строение - единственное в России - оказалось заброшенным, читайте в нашем материале.