В Советском районе Волгограда на 3,6 тысячи деревьев станет меньше. Их вырубят при возведении трассы-дублёра Второй Продольной. Можно ли сохранить драгоценные для города «зелёные лёгкие» и в то же время развивать нужные всем жителям инфраструктурные проекты? «АиФ»-НП» разбирался вместе с экспертами.
Памяти дендрария
В начале августа топоры застучали в центре города-героя: здесь на ул. Комсомольской снесли аллею пирамидальных тополей, объяснив это соображениями безопасности. Мол, стволы старые, дряхлые, они могут рухнуть на головы прохожих или машины в любой момент.
Но подобные болезненные вырубки блекнут на фоне предстоящего «лесоповала», который официально предусмотрен при строительстве новой автодороги на улице Электролесовской. Ее протяжённость составит 1,5 км, стоимость - 183,4 млн руб. По иронии судьбы трасса пройдёт по территории, известной как дендрарий бывшего ВНИАЛМИ - научного центра, как раз занимающегося вопросами лесоразведения. Предстоящей осенью здесь вырубят за месяц 3683 дерева и кустарника.
Жители Волгограда долгие годы мечтали о дороге, которая сможет разгрузить от пробок Вторую Продольную, самую оживлённую трассу мегаполиса. Но адекватную ли цену заплатим за подобное удовольствие?
«Я около десяти лет проработал во ВНИАЛМИ, в самом дендрарии, - вспоминает общественник, эколог Валерий Бгашев. - Он занимал площадь 20 гектаров, служил экспериментальной площадкой для адаптации к засушливым условиям различных видов деревьев, кустарников. В 90-е годы работы на этой площадке были свернуты, территория заброшена. Часть посадок погибла, но при этом наибольшую ценность до сих пор представляет тот сектор дендрария, что расположен ближе ко Второй Продольной».
«Площадка бывшего дендрария не используется уже много лет, - подтверждает зав. лабораторией ФНЦ агроэкологии РАН, доктор сельскохозяйственных наук Александр Беляков. - Нужно учитывать, что часть площадок ВНИАЛМИ уже давно переданы городу и застроены - там появились за последние 10-15 лет крупные объекты: «Лента», «Акварель», «Спортмастер». Сегодня обсуждается возможность воссоздания современного дендрария на меньших, чем было ранее, площадях. Думаю, будущая стройка особо не помешает, скорее, подтолкнёт такой проект к реализации».
Не растут, а мучаются
В отношении властей к вопросу озеленения экологи усматривают серьёзные системные ошибки.
«Да, городу нужно развиваться, строить новые дороги, в том числе за счёт давно не используемых территорий, - считает профессор ВолгГМУ, общественник Наталья Латышевская. - У горожан не возникало бы вопросов, если бы вырубку насаждений власти сопровождали грамотным информированием, где именно и как будут выполнены компенсационные посадки. А такие посадки, к сожалению, пока производятся формально и не в тех местах и объёмах, как необходимо. Печальный пример - недавняя реконструкция сквера «Сказка» в Ворошиловском районе. Там вырублены десятки деревьев, взамен не высажено ничего, там теперь голое пространство. С таким подходом наш город неизбежно превратится в пустыню».
«Волгоград прославился на всю страну непрофессиональным, дилетантским подходом к реконструкции парковых зон, - считает Валерий Бгашев. - Лет 20 назад городскими парками никто не занимался под предлогом, что «нет денег». Сейчас деньги на озеленение появились, но от этого стало только хуже! Например, почти все аллеи нового мемориального парка «Победа» у подножия Мамаева кургана засажены клёном серебристым и клёном платановидным. Эти деревья будут мучиться, а не расти. Их уже высаживали в этих местах во времена СССР, результат был плачевный».
В администрации Волгограда тем временем заверяют: в Советском районе, в том числе у дублёра Второй Продольной магистрали, высадят в порядке компенсации около четырёх тысяч новых деревьев, что позволит защитить жилой сектор и общественные зоны от шума и пыли. Хотелось бы верить. Вопрос только в том, что расти этой зелёной зоне до «защитного состояния» как минимум десяток лет, а люди живут здесь и сейчас. Или выживают...